Здравствуйте, дорогие друзья!
8 сентября весь мир отмечает Международный день грамотности.
Статистика утверждает, что в настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей. Во всем мире более сотни миллионов ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.
Для того, чтобы получать образование и быть грамотным человеком, необходимо учиться в школе. Грамотность – это необходимая составляющая жизни человека.
Каждый народ мира старается сохранить свою культуру, свой язык, борется с неграмотностью. Прочитаем стихи о нашем языке.
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Грамоты. И в самом начале вспомним факты из истории.
Остановка «Историческая»
Давайте узнаем, как ранее учились грамоте на Руси.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Вот так трудно было учиться грамоте. Не случайно В.И. Даль в своём толковом словаре записал пословицу: «Азбуку учат, на всю избу кричат». Ученик сначала называл буквы, из которых состоит слог, а потом уже произносил так, как надо при чтении: БУКИ – АЗ – ба, ВЕДИ – АЗ – ва.
Остановка «Загадочная»
Представьте себе, что вы очутились в стране Грамоты. Здесь живут необычные жители. Отгадайте, кто они? Выполните задание.
Вы выполнили задание и наше путешествие продолжается.
Остановка «Собери пословицы»
Известно, что пословицу можно назвать предложением, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. В стране грамоты неразбериха. Рассыпались пословицы. Наведи порядок, собери пословицы и поговорки из двух половинок.
Мы уверенно движемся вперед!
Остановка «Буквы заблудились»
Hеизвестно как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Hо едва туда вошла
Буква-озорница —
Очень странные дела
Hачали твориться…
Оказывается, порядок нужен и в стихах. Замени 1 букву в одном из слов в каждом четверостишии, чтобы смысл не искажался.
Остановка «Слова — близнецы»
Как много в нашем языке разных слов…
Есть на свете много слов,
Разные, преразные.
Ну, а есть слова такие-
Просто одинаковые.
Близнецы, не близнецы-
Буквы в них такие же,
Только разные они-
Это сразу видно же!
— Ребята, а как называются слова, которые имеют не одно, а несколько значений? Правильно, эти слова называются многозначными.
Молодцы! Все слова разгаданы. Уверенно двигаемся вперед!
Остановка «Антонимы»
У нас что ни слово – то «антонимы». Антонимы — это слова противоположные по смыслу.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь … ,
Скажу я слово далеко, а ты ответишь … ,
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: … .
Теперь начало я скажу. Ответишь ты … !
Ответы: низко, близко, храбрец, конец.
Остановка «Назови одним словом»
Реши кроссворд — назови человека одним словом.
- Храбрый человек
- Богатый человек
- Ленивый человек
- Веселый человек
- Мудрый человек
- Сильный человек
Остановка «Поэтическая»
Чтобы быть грамотным, необходимо учиться. А это нелегкий труд. И бывает, что случаются такие истории, какую описал в своём стихотворении «Кот и лодыри» Самуил Маршак.
«Кот и лодыри»
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
Вы справились со всеми заданиями, прочитали стихи о грамоте, и надеемся понимаете, как важно быть образованным и хорошо учиться.
Грамота — наука прекрасная!
В ней буквы, слова, предложения ясные.
Трудное место в словах – ты же рядом.
С правилом четко подскажешь, как надо.
Если писать, говорить и трудиться –
Грамота в жизни всегда пригодится!
Наше путешествие подошло к концу. Хорошо учитесь, будьте грамотными. И до новых встреч!