Валерий Павлович Чкалов (1904-1938)
Добрый день, дорогие друзья!
9 декабря наша страна отмечает День героев Отечества. Герои — это люди, совершившие или совершающие благородные поступки во имя своей страны, связанные с риском для своей жизни.
Нам хотелось бы рассказать об одном из героев нашей Родины. Легендарном летчике – испытателе Валерии Павловиче Чкалове. Его имя носит наша библиотека.
Валерий Павлович Чкалов – советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер штат Вашингтон (США).
Изо всех больших имён геройских
Что известны нам наперечёт
Как-то по особому, по свойски
Это имя называл народ …
(А. Твардовский)
1 страница. «Вся жизнь – полет»
Самым главным делом всей жизни Чкалова было испытание самолетов. Что это за работа? Зачем она нужна?
Вот, скажем, сделали инженеры-конструкторы расчеты и чертежи. На авиационном заводе построили по этим чертежам новый самолет. Но как этот самолет летает? Устойчиво ли он будет держаться в воздухе? Прочный ли? Послушен ли он будет управлению? Какую сможет развить скорость? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить только в полете.
Испытание нового самолета иногда состоит из сотни полетов. Это – большая работа. Вот почему летчики-испытатели новых самолетов – самые опытные, смелые, образованные.
Чкалов летал смело, уверенно, талантливо! Испытал много самолетов, которые потом составили славу и гордость воздушного флота нашей страны.
Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика казенных мастерских. Был десятым ребенком в семье.
Когда Валерию исполнилось 7 лет, его определили в сельскую начальную школу. Учился он легко, любил больше всех предметов математику. Обладая цепкой памятью, задачи решал быстро в уме. Валерий рос большим непоседой, в школе шалил немало, устраивал со сверстниками потасовки, чтобы помериться силой.
После 4 лет начальной школы Валерий поступил в ремесленное училище в городе Череповце, но проучился там всего 2 года, потому что в голодную и холодную зиму 1918 года училище закрыли. Шла первая мировая война.
В 1919 году Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. Валерию очень захотелось поступить в авиационную школу, чтобы стать летчиком.
Он устроился работать в авиационные мастерские. Занимаясь сборкой отремонтированных самолетов, внимательно изучал их, усиленно читал, беседовал со знакомыми летчиками и авиационными мотористами.
В 17 лет Валерий стал учлётом (учеником лётчика) Егорьевской военно-теоретической школы летчиков. Но эта школа давала лишь теоретические знания. Осваивать же самолетовождение на практике пришлось в Борисоглебской школе военных летчиков.
Чкалов учился очень хорошо. Отметки выставлялись по 12-балльной системе: самая лучшая отметка – 12, а самая плохая – единица. Так вот, Чкалов ни по одному предмету ни разу не получил отметки ниже десяти. Грамотность лётчика нужна прежде всего.
Первоначальная летная подготовка будущих пилотов проходила на учебных самолетах «Фарман» и «Авро» 504к, и, естественно, первыми к полетам на них были допущены наиболее способные и прилежные учлёты. Для занятий в воздухе отобрали 10 человек, в том числе и Чкалова.
В 1924 году военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую истребительную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова.
Однажды Чкалов поспорил со своим товарищем, что беспрерывно сделает 50 «мертвых петель». Вошел во вкус и сделал 66 петель, чем поразил всех наблюдавших за этим. Конечно, был наказан. Над Ленинградом полеты и эксперименты в воздухе были запрещены.
Здесь, в эскадрильи, Чкалов совершил свой первый полет вверх колесами. Это выходило за рамки дозволенного, и Валерия Павловича снова наказали — отстранили на два дня от полетов.
На спор Чкалов пролетел под Троицким мостом в Ленинграде! Народ ахнул.
За такое лихачество молодого Чкалова много ругали, наказывали, отстраняли от полетов. Старались заставить его летать более осторожно. Спустя годы, став известным летчиком-испытателем, Чкалов говорил, что настоящий риск не имеет ничего общего с лихачеством.
С 1926 по 1928 годы Чкалов служит на аэродроме Троцка. В 1929-1930 годы руководит школой планеристов и является лётчиком-инструктором в Ленинграде.
В 1930 году Чкалов работает в московском Научно-исследовательском институте ВВС РККА. За 2 года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Быстро накапливался огромный опыт.
Больше всего Чкалов летал на маленьких, одноместных самолетах-истребителях. Их он любил за большую скорость, за то, что на них можно выделывать любые фигуры: хочешь – петлю, хочешь – бочку, хочешь переворот через крыло. Все, что угодно! Конечно, на больших самолетах Валерий Павлович тоже летал. Но без особого воодушевления.
Однажды был у Чкалова такой случай. Взлетел Чкалов на маленьком, вертком истребителе. Сделал в воздухе все фигуры, какие полагалось по заданию, и пошёл на посадку. Начал выпускать колесо и видит: одно колесо выпускается, а второе нет! Неисправность! Положение у Чкалова создалось опасное. Чкалов не стал прыгать с парашютом. Он решил бороться за спасение самолета до последнего: начал крутить в воздухе фигуры так резко и на такой большой скорости, что оба колеса были выпущены. Самолет благополучно приземлился.
В 1931 году Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей. В 1932 году НИИ ВВС был переведён на аэродром в районе города Щёлково. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.
С 1933 года Валерий Чкалов совместно со своим старшим товарищем А. Анисимовым испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан)
Чкалов также принимал участие в испытаниях самолетов — истребителей танков «ВИТ-1» (воздушный истребитель танков), «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин конструкторского бюро Н.Н. Поликарпова.
Чкалов — автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. В 1935 г. лётчик-испытатель получил орден Ленина.
3 страница. «Легендарные полёты»
В 1936 году для Чкалова, Байдукова и Белякова правительством СССР был утвержден план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. Полет на Дальний Восток стартовал 20 июля. Три человека летели над архипелагами Франца-Иосифа и Северной земли; над тайгой, безлюдными, пустынными областями; над Северным Ледовитым океаном. Лётчикам досаждали циклоны и частые обледенения, туманы и плохая видимость. Полет продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров.
За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2. Острова Удд, Лангр, Кэос Охотского моря были переименованы в Чкалов, Байдуков, Беляков. Чкалов добивался разрешения лететь в США.
И вот 18 июня 1937 года экипаж Чкалова получил, наконец, задание лететь в США через Северный Полюс. Погода по пути в Америку была очень плохая. Приходилось подолгу – иногда по 5-6 часов подряд – лететь в сплошных облаках, не видя ни земли, ни неба, ни горизонта, а только серую мглу, со всех сторон окружающую машину. Такой полет летчики называют «слепым». И лететь приходится, ориентируясь на приборы, которые находятся перед летчиком. Одним из лучших специалистов «слепого полета» был Байдуков – второй пилот чкаловского экипажа, поэтому большую часть пути за штурвалом самолета сидел он. А полет продолжался без малого трое суток и был беспересадочным!
Маршрут экипажа Чкалова проходил над Северным полюсом, над Скалистыми горами Канады. Помимо частых циклонов, неоднократных опасных обледенений, кислородного голодания лётчики в конце полёта потеряли радиосвязь с землёй. Ночью на большой высоте среди густых облаков АНТ-25 с трудом перевалил через Скалистые горы. К этому времени вышел весь запас кислорода. Из-за кислородного голодания каждое движение летчикам давалось с трудом. К утру они уже летели над Тихим океаном, а после полудня приземлились на аэродроме Ванкувера. Полет завершился успешно за 63 ч. 16 мин.
20 июня 1937 г. самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени и стал известен за пределами СССР.
Видеоролик «Легендарный полёт Чкалова на самолёте АНТ-25»
Тактико-технические характеристики АНТ-25:
Размеры: размах крыла – 34 метра, длина – 13 метров, высота – 5,5 метров.
Масса самолета, кг.
— пустого – 3 780
— взлетная – 11 500
Максимальная скорость – 246 км/ч.
Крейсерская скорость – 165 км/ч.
Максимальная дальность полета – 13 000 км.
Практический потолок – 7 850 метров
Экипаж – 3 человека.
4 страница. Последний полёт
Прошел год. Наступила новая зима. Валерий Павлович работал – летал, готовился испытать новый самолет. Еще более скоростной, высотный, верткий. Истребитель И-180.
Полёт готовился в спешке, чтобы успеть до конца года. За 2 недели до полета на собранной машине было выявлено 190 дефектов. 10 декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто «глох», через 2 дня при повторной рулёжке произошла поломка мотора. Нужно было основательно всё переделывать.
15 декабря 1938 года. День первого вылета на истребителе И-180. Температура воздуха была около минус 25. Главный конструктор Поликарпов отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился. Чкалов вырулил на край аэродрома, дал полный газ и самолет начал разбег. Набрав высоту, Чкалов стал пробовать, как ведет себя машина на разных скоростях, как слушается рулей, как делает развороты. Самолет понравился летчику.
Летчик-испытатель Коккинаки был в это время неподалеку в воздухе на другом самолете. Чкалов подлетел к нему совсем близко, покачал для приветствия крыльями, высунул из кабины руку с поднятым вверх большим пальцем: отличная мол машина! А потом отвернул в сторону и стал снижаться на посадку. До земли было уже совсем близко, когда потребовалось немного прибавить газу, чтобы дотянуть до аэродрома.
И тут случилась беда: мотор не послушался! Он трясся, выплевывал черные клубы дыма, но не тянул. А когда мотор не работает, самолет может только снижаться. Самолет дошел до самой земли в самом неподходящем месте: среди бугров, столбов и строений.
Последнее, что успел сделать Чкалов, это отвернуть от появившегося прямо перед ним дома: там могли быть люди. Чкалов, погибая сам, хотел спасти этих людей. А потом – самолет ударился о землю. Через два часа Чкалов скончался в больнице от полученной травмы. Ему было всего 34 года.
В честь летчика с. Василево было переименовано в г. Чкаловск. Памятник летчику — испытателю Валерию Чкалову установили в Нижнем Новгороде на берегу реки.
В родном доме Валерия Павловича сейчас находится музей. Рядом – ангар со знаменитыми самолетами: АНТ-25, И-16, личным самолетом Чкалова – У-2. В честь Чкалова названы улицы во многих городах, есть теплоход «Валерий Чкалов».
А сейчас попробуйте ответить на вопросы нашей викторины.
5 страница. Викторина «Чкалов — гордость нашей авиации»
О Чкалове написано немало книг. Представляем вашему вниманию виртуальную книжную выставку.
6 страница. Виртуальная книжная выставка «Устремленный в небо»
Наш рассказ о Валерии Павловиче Чкалове подошел к концу. Спасибо за внимание. Приглашаем в библиотеку за книгами о знаменитом летчике-испытателе.