Здравствуйте, дорогие друзья!
21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка.
Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что каждый язык отражает человеческое творчество во всем его разнообразии. Язык необходим для общения, восприятия и размышления. Он также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим.
Каждый народ мира старается сохранить свою культуру, свой язык. Прочитаем стихи о нашем языке.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Родного языка. И в самом начале вспомним факты из истории.
Остановка «Историческая»
Давайте узнаем, как обучались языку, грамоте на Руси.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Вот так трудно было учиться грамоте. Не случайно В.И. Даль в своём толковом словаре записал пословицу: «Азбуку учат, на всю избу кричат». Ученик сначала называл буквы, из которых состоит слог, а потом уже произносил так, как надо при чтении: БУКИ – АЗ – ба, ВЕДИ – АЗ – ва.
Остановка «Загадочная»
Представьте себе, что вы очутились в Стране русского языка. Здесь живут необычные жители. Отгадайте, кто они? Выполните задание.
Вы выполнили задание и наше путешествие продолжается.
Остановка «Собери пословицы»
Известно, что пословицу можно назвать предложением, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. В стране грамоты неразбериха. Рассыпались пословицы. Наведи порядок, собери пословицы и поговорки из двух половинок.
Мы уверенно движемся вперед!
Остановка «Буквы заблудились»
Hеизвестно как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Hо едва туда вошла
Буква-озорница —
Очень странные дела
Hачали твориться…
Оказывается, порядок нужен и в стихах. Замени одну букву в одном из слов в каждом четверостишии, чтобы смысл не искажался.
Остановка «Слова — близнецы»
Как много в нашем языке разных слов…
Есть на свете много слов,
Разные, преразные.
Ну, а есть слова такие-
Просто одинаковые.
Близнецы, не близнецы-
Буквы в них такие же,
Только разные они-
Это сразу видно же!
— Ребята, а как называются слова, которые имеют не одно, а несколько значений? Правильно, эти слова называются многозначными.
Молодцы! Все слова разгаданы. Уверенно двигаемся вперед!
Остановка «Антонимы»
У нас что ни слово – то «антонимы». Антонимы — это слова противоположные по смыслу.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь … ,
Скажу я слово далеко, а ты ответишь … ,
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: … .
Теперь начало я скажу. Ответишь ты … !
Ответы: низко, близко, храбрец, конец.
Остановка «Назови одним словом»
Реши кроссворд — назови человека одним словом.
- Храбрый человек
- Богатый человек
- Ленивый человек
- Веселый человек
- Мудрый человек
- Сильный человек
Остановка «Поэтическая»
Чтобы быть грамотным, необходимо учиться. А это нелегкий труд. И бывает, что случаются такие истории, какую описал в своём стихотворении «Кот и лодыри» Самуил Маршак.
«Кот и лодыри»
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
Вы справились со всеми заданиями, прочитали стихи о родном языке и грамоте. И надеемся понимаете, как важно знать свой родной язык и хорошо учиться.
Грамота — наука прекрасная!
В ней буквы, слова, предложения ясные.
Трудное место в словах – ты же рядом.
С правилом четко подскажешь, как надо.
Если писать, говорить и трудиться –
Грамота в жизни всегда пригодится!
Наше путешествие подошло к концу. Любите свой язык, хорошо учитесь, будьте грамотными. И до новых встреч!