Есть люди, которые славили и славят Россию. К таковым относится М.В.Ломоносов. Ломоносов занял видное место среди величайших умов мира. Для России он был и остаётся беспримерным явлением, недосягаемым великаном в деле просвещения.
М.В.Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, что расположена была на Курострове в нескольких километрах от города Холмогоры. Ныне несколько деревень слились в село Ломоносово, а город Холмогоры стал районным центром Архангельской области.
Семья
Семья Ломоносовых была зажиточнее прочих семей. Дом Ломоносовых был виден издалека. Речка Курополка протекала совсем рядом.
Отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеевич, был заправским рыбаком. Его характер закалило море. Он был человеком суровым, мужественным. С весны до осени Василий Дорофеевич со своими братьями ходил на судах в Белое море, ловил рыбу и промышлял морского зверя. Белое море, или как его еще называли, Студеное, слабаков не терпело.
Мать, Елена Ивановна, происходила из семьи дьякона. Она была доброй и ласковой женщиной. Настоящей красавицей. У нее была тяжелая золотистая коса. Внешним обликом Михаил был похож на мать. Он был «круглолик, кареглаз, кровь с молоком». Елена Ивановна с нежностью и теплотой относилась к единственному сыну. К сожалению, Михаил, или как его называли в детстве Михайло, лишился матери очень рано, когда ему было только девять лет.
Мальчишка он был смышленый, до всего ему было дело. Русский север навсегда оставил неизгладимое впечатление в его душе. Ему было все интересно. Михайло был очень любознательным и задавал отцу много вопросов, на которые Василий Дорофеевич не всегда знал ответы.
На десятом году жизни Михаил начал помогать отцу в работе. Вместе они подолгу находились в море, рыбачили, охотились. Пришлось пройти через всякое: бури и полное безветрие, когда безжизненно обвисают паруса и тихое море качает судно на одном месте. Тогда приходилось браться за весла. Отец говорил сыну: «Смелый, да умелый нигде не пропадет».
Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Афанасьевич Шубной и дьячок местной Дмитровской церкви С.Н.Сабельников. Книгочею Ивану Шубному нравился пытливый и любознательный мальчик. Он показывал ему аз и буки, веди и глагол. Читать и писать Михайло научился быстро. Первыми прочитанными книгами были церковные книги. Но эти книги не отвечали на вопросы – почему появляется северное сияние, отчего бывают приливы и отливы?
Первые свои заработанные деньги Михаил потратил на книги — «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику» Л.Ф.Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. Мальчик не расставался с ними ни днем, ни ночью. Ложась спать, он клал их под подушку. Особенно его захватила «Арифметика».
С течением времени жизнь Михаила в отцовском доме становилась невыносимой. Мачеха придирчиво и сурово относилась к мальчику. Особенно ей не нравилось его пристрастие к книгам.
Узнав, что отец хочет его женить, Михаил принимает решение покинуть родной дом. В конце 1730 года Ломоносов решается идти в Москву вместе с рыбным обозом.
Ученье
В уже достаточно взрослом возрасте (девятнадцати лет) Михаил сел за парту в Навигацкой школе, в Москве. Но вскоре его планы поменялись. Он начинает учебу в «Спасских школах», то есть в Славяно-греко-латинской академии. Детям крестьян в академии учиться не полагалось, поэтому Михаилу пришлось выдать себя за дворянского сына. Учеба проходила в нелегкой обстановке, «школьники, да малые ребята» не раз поднимали на смех великовозрастного ученика. Но главной проблемой был недостаток средств. Стипендия была несколько копеек в день. На эти деньги нужно было покупать еду, одежду, приобретать перья и бумагу. Выплата стипендии осуществлялась нерегулярно. Стремление к овладению знаниям – вот что помогло преодолеть пытливому юноше все страдания, трудности и лишения, которые выпали на его долю.
Огромное впечатление на Ломоносова произвел двухэтажный дом с высоким подклетом и необычной вывеской: «Библиотека». Вот где было царство книг! Книги грудами лежали на столах, теснились на полках, на высоких подставках.
Какие же предметы изучали ученики в то время? Помимо латыни, главной считалась логика, затем шли математика, история, география, церковнославянский язык, нотное пение.
В академии Ломоносов научился многому. Он получил хорошие знания в области естественных наук, познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, освоил латынь и греческий язык.
В 1735 году Ломоносов в составе группы учеников из двенадцати человек был направлен в Петербург, где был зачислен в студенты университета при Академии наук. В последующие годы Ломоносов продолжил обучение в странах Европы.
Он учился на совесть и многого в своей жизни добился. М.В.Ломоносов стал учёным с мировым именем.
Химия, физика, астрономия, филология, история, география, геология, металлургия, стекловедение – чем только не занимался М.В.Ломоносов, и везде он оставил свой уникальный, неповторимый след.
За что мы ценим М.В.Ломоносова?
Он славил новизну открытия, непобедимую волю человека, врывающегося в темные дебри неизвестности, шагающего наперекор стихии.
Он стремился познать непознанное, открыть движущие силы материи, чтобы управлять ими. М.В.Ломоносов говорил: «Обучайтесь прилежно. Постарайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова. Прилагайте крайнее старание к познанию естественных вещей».
Ломоносов знал, что многие его труды, особенно те, которые удалось предать печатному тиснению, не потонут в безмолвной пучине времен.
Слово об учёном
Друзья, в нашей библиотеке вы можете подробнее узнать о великом русском учёном Ломоносове. На полках вас ждёт множество разнообразных книг. Ниже предлагаем познакомиться с некоторыми из них 👇🏻
Роньшин, В.М. Михаил Ломоносов : удивительная судьба великого русского учёного : [6+] В.М. Роньшин. – Москва : Белый город, 2007. – 11 с.: ил. – Текст (визуальный) : непосредственный. – (Рассказы по истории).
Все мы знаем, что первые впечатления ребенка самые яркие и запоминающиеся. И то, какую книжку он прочтет первой, очень важно. Проект «Энциклопедия малыша» рассчитан на детей 4-8 лет. Именно в этом возрасте закладываются основы знаний по истории, литературе, культуре. Книга для чтения родителями детям.
Малышенко, К. Кто такой Ломоносов? : [6+] / Каролина Малышенко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 30 с.:ил. – Текст (визуальный) : непосредственный. – (ЖЗЛ для детей).
Есть имена, знать которые должен каждый. Серия «ЖЗЛ для детей» знакомит ваших малышей с такими именами.
Ваш ребенок ленится идти в школу? Не беда. Расскажите ему о главном ученике нашей страны — Михаиле Ломоносове. О том, как он в мороз шел босиком в Москву, о его путешествиях, и о деле всей его жизни — основании первого Университета. А лучше прочитайте своим детям книгу с красочными картинками и веселыми историями.
Малов, В.И. Русские учёные и изобретатели : [12+] / В.И. Малов. – Москва : Махаон, 2016. – 128 с.: ил. – Текст (визуальный) : непосредственный. – (Детская энциклопедия «Махаон»).
Кто основал Российскую академию наук? Где Яблочков демонстрировал свою систему освещения? Из каких двух слов состояла первая в мире радиограмма? Где применялся иконоскоп Зворыкина? Когда появился первый проект московского метро? Кто отправил в полет «Илью Муромца»? Что приснилось Менделееву? Кто из русских ученых был удостоен Нобелевской премии? Почему Вавилова называли охотником за растениями?
Ответы на эти и многие другие вопросы юные читатели найдут в этой увлекательной, прекрасно иллюстрированной энциклопедии, в которой рассказывается об удивительных открытиях и изменивших нашу жизнь изобретениях. Книга ознакомит с гениальными русскими учеными, дерзкими изобретателями, расскажет о лучших умах нашей Родины.
Печерская, А.Н. Михаил Ломоносов : [12+] / А.Н. Печерская. – Москва : Аванта, 2015. – 64 с.: ил. – Текст (визуальный) : непосредственный. – (Будь как я).
Книга о жизни и творчестве Михаила Васильевича Ломоносова написана в необычной форме, как бы от первого лица. Надеемся, она увлечет юных читателей, и они оценят поэтические оды и заинтересуются научными достижениями великого русского ученого-энциклопедиста.
Повести о Ломоносове : [12+] / С.А. Андреев-Кривич, Н.А. Равич; художник В. Бритвин. – Москва : Детская литература, 2011. – 476 с.: ил. – Текст (визуальный) : непосредственный. – (Школьная библиотека).
В книгу вошли две исторические повести о великом русском ученом М.В.Ломоносове.
В повести «Крестьянский сын Михайло Ломоносов» С.А.Андреева-Кривича рассказывается о юношеских годах Ломоносова, о его стремлении к познанию и образованию. Автор собрал все известные документальные материалы об этой поре жизни Михаилы Ломоносова и на их основании построил свою интересную повесть.
«Повесть о великом поморе» Н.А.Равича посвящена деятельности Ломоносова в Петербургской академии наук, его борьбе за русскую науку, за открытие первого университета в России. В ней рассказывается о работах Ломоносова в различных областях науки, литературы и искусства, о самоотверженном служении своему народу.
И наше последнее на сегодня задание – викторина 🧪
Ломоносову всегда было дело до России. Он трудился не ради собственной славы, он работал на благо народа. Слава – это дым, переживут века лишь добрые дела. Ломоносов душою болел за государство Российское. Он считал, что обширнее и обильнее его нет государства на земле. Улучшение благосостояния народа он считал наиважнейшим делом. Доброе, разумное и бесстрашное слово Ломоносова слушалось не только простыми людьми, но и сиятельными особами.
Спасибо за внимание и до новых встреч в блоге!
Источники 1, 2Выполнила Берхард Е.А. зав. сектором