Добрый день, мальчики и девочки, а так же их родители!
Сегодня 26 июля праздник «День парашютиста». Парашюты за время своего существования спасли десятки тысяч жизней человеческих. Миллионы людей в мире и нашей стране пользуются ими, кто по профессиональной необходимости, кто из любви к острым ощущениям. Накапливаемый опыт даёт возможность постоянно совершенствовать конструкцию парашютов и увеличивать возможность их применения.
2021 год — Год науки и технологий. Одна из задач Года, рассказать какими, научными именами и достижениями может гордиться наша страна. И сегодня мы с вами вспомним имя русского изобретателя, создателя авиационного ранцевого парашюта — Глеба Евгеньевича Котельникова.
История праздника
Хорошо известно, что именно Россия – родина парашюта. Поскольку российский изобретатель Котельников создал первую работоспособную модель этого весьма полезного устройства. Патент на парашют выдан ему в 1911 году. Однако активной популярностью парашют начал пользоваться уже в советский период. В это же время начал своё развитие массовый парашютный спорт.
Начало парашютной эпохи в нашей стране ведётся с 1930 года, когда группа лётчиков выполнила первый в российской истории групповой прыжок. С тех пор нашими парашютистами были совершены десятки миллионов прыжков с самолётов, дирижаблей, аэростатов, вертолётов, дельтапланов. Но именно дата 26 июля осталась в истории отечественного парашютизма. Так что выбор её в качестве неофициального праздника для профессионалов и простых любителей прыжков с парашютом отнюдь не случаен.
Русский изобретатель, создатель авиационного ранцевого парашюта.
30 января 1872 года родился создатель авиационного ранцевого парашюта Глеб Котельников. Глеб Котельников родился в семье профессора высшей математики и механики Петербургского института. Родители Котельникова увлекались искусством: театром, живописью, музыкой. Мальчик с раннего детства пел, играл на скрипке, участвовал в спектаклях. Удивительно, но наряду с этим Глеб увлекался еще техникой. Например, в возрасте тринадцати лет он самостоятельно собрал работающую фотокамеру.
Внезапная смерть отца и ухудшение материального положения семьи полностью меняют планы – вместо консерватории или технологического института, Глеб Котельников уходит добровольцем в армию, поступив в военное артиллерийское училище. Спустя трех лет обязательной службы, Глеб Евгеньевич многие годы служил акцизным чиновником. Но все же детское увлечение театром переросло в основное дело жизни – в возрасте тридцати восьми лет он стал профессиональным актером под псевдонимом Глебов-Котельников.
В 1910 году, став свидетелем первой авиакатастрофы в России, Глеб Евгеньевич твердо решил разработать средство спасения авиаторов. Вряд ли тогда он мог представить, что в будущем с помощью парашюта будет возможно не только совершить прыжок с самолета, а даже посадить космический аппарат на Марс и Луну. Но именно конструкторские принципы и идеи, заложенные Котельниковым, во многом помогли развить российское парашютостроение до новых невероятных высот.
Трагедия на аэродроме
Глеб Евгеньевич с детства увлекавшийся техникой, не мог не заинтересоваться самым популярным в начале прошлого века изобретением – самолетами. В те годы в крупных городах России часто проводились показательные полеты первых отечественных летчиков. 24 сентября 1910 года Котельников присутствовал на Всероссийском празднике воздухоплавания, проходившем в Санкт-Петербурге. С показательными полетами выступал на своем «Фармане» знаменитый летчик Лев Мациевич. Во время последнего залета, взлетев на максимально возможную высоту, самолет не выдержал и развалился прямо в воздухе. Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в Российской империи. Глеб Котельников был очевидцем трагедии, и под впечатлением от увиденного, он решил непременно придумать какое-то средство спасения авиаторов. С этого дня артиста, впечатленного происшествием, мучал вопрос, далекий от его профессии. Почему парашют, идея создания которого принадлежит еще Леонардо да Винчи, не использовался в авиации?
«Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя», — писал в 1483 году великий итальянец.
В начале XX века пилоты уже использовали так называемые «спасательные купола». В виде длинных сложенных «зонтов» они были закреплены на самолете и применялись редко из-за своей ненадежности и сложной конструкции.
Разработка парашюта
Теперь дни и ночи Котельников проводит в своей домашней мастерской: пишет, читает, чертит и изготавливает… Помощи ждать было неоткуда, кто бы тогда поверил, что обычный актер способен создать спасательное средство для летчиков, над разработкой которого уже много лет ломают голову ведущие европейские ученые? В процессе работы Котельников изучает старинные документы, применяет различные инструменты и проводит опыты – к сожалению, пока неудачные. Однажды Глеб Котельников увидел в театре, как женщина доставала из маленькой сумочки огромную шелковую шаль:
«Может быть, и парашют следовало сделать из шелка, но не прорезиненного? Эта мысль не оставляла меня. Ведь шелк может быть прочным, гладким и эластичным. Купол из шелка должен хорошо развертываться, а места такой парашют займет совсем немного. Я думал, что шелковый парашют будет так мало занимать места, что его легко можно будет уложить в головной шлем летчика. А когда парашют нужно будет раскрыть, его вытолкнет спиральная пружина…»
Как уберечь человека от рывка при раскрытии парашюта? <…> Снижаясь с таким парашютом, прикрепленным в одной точке, человек все время вращается. А при посадке на землю это вращение становится опасным». Отказавшись от этой идеи, Котельников решает сконструировать свой парашют иначе:
«Я хотел разделить все стропы парашюта на две части и прикрепить их к двум подвесным лямкам. Тогда, взявшись правой рукой за левую, а левой рукой за правую лямку, парашютист мог развернуться лицом по сносу, то есть по ветру… Я решил сделать подвеску из нескольких ремней. Я теперь ясно представлял себе мой парашют… Я сделал набросок своего парашюта, соорудил небольшую модель и подобрал к ней куклу».
Первые испытания проходили на даче – Котельников сбрасывал куклу с крыши дома. Каждый раз парашют вылетал из шлема и, раскрывшись, успешно опускал «пассажира» на землю. Теперь нужно было спроектировать реальный парашют, с помощью которого человек мог бы безопасно совершать посадку.
«Когда я кончил все расчеты, оказалось, что такой купол должен иметь не меньше 50 квадратных метров. Тут я призадумался: ведь это – большой круг, диаметром в семь с лишним метров. Такой парашют в шлем не уложишь. Я стал придумывать, куда еще можно уложить парашют. Долго думал я и наконец, решил уложить парашют в ранец».
На протяжении нескольких дней Котельников усердно трудился над новой разработкой. Изобретателю во многом помогала его супруга – Юлия Волкова. Именно она сшивала полотна ткани. Созданный Глебом Котельниковым парашют представлял собой металлический ранец, внутри которого находились пружины, поддерживающие полку, на полке размещались стропы, а уже на них – сам купол. Чтобы открыть ранец, летчику требовалось потянуть за шнур, и пружины выталкивали купол наружу. Масса парашюта составляла чуть больше 7 кг, а ранца – 2 кг. Купол шили из натурального шелка. Важно, что стропы шли от плечевых ремней не до нижней кромки купола, как в зарубежных моделях, а до полюсного отверстия. Это придавало дополнительную прочность.
Всего за 10 месяцев Глеб Котельников придумал и разработал для летчиков средство экстренного реагирования. Оно представляло собой металлический ранец с пружинами, который крепился за плечами пилота. Парашют круглой формы укладывался в этот ранец. В нужный момент человек дергал кольцо, крышка коробки откидывалась, и мощные пружины выбрасывали купол наружу. Именно эта конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.
В декабре 1911 года Котельников попытался зарегистрировать свое изобретение – парашют РК-1 (русский, Котельникова, первый). В России это сделать не получилось, но вторая попытка во Франции оказалась успешной, и 20 марта 1912 года Котельников получил свой первый патент.
Вначале РК-1 испытывали при помощи автомобиля. После того как машина достигла максимальной скорости, Котельников дернул за спусковой ремень. Купол мгновенно раскрылся, и его сила торможения даже заставила заглохнуть двигатель. Позже парашют сбрасывали с аэростата с манекеном весом около 80 кг. Несколько десятков приземлений прошло со стопроцентным успехом.
С началом Первой мировой войны и использования военной авиации еще больше выросла необходимость использования пилотами средств спасения. Так началось промышленное изготовление парашютов РК-1.
В советские годы Котельников несколько раз модернизировал свой парашют, увеличивая его грузоподъемность. К 1924 году он изготовил РК-4 с куполом диаметром 12 метров, который обеспечивал мягкую посадку грузу массой до 300 кг. Котельников придумал еще одно нововведение: он разделил стропы на две половины и прикрепил их к плечам. Парашютисты получили возможность маневрировать во время спуска. И эта идея изобретателя тоже используется до сих пор.
В 1926 году Глеб Котельников передал все свои изобретения государству. Дальнейшим усовершенствованием его идей занялись лучшие инженеры и конструкторские бюро.
Бывший актер, ставший прославленным на весь мир инженером, умер 22 ноября 1944 года в Москве. Его могила стала местом паломничества парашютистов. Со всей России они приезжают на Новодевичье кладбище и в знак памяти привязывают к окружающим место упокоения деревьям затяжки для укладки парашютов.
В 1949 году в деревне Салюзи возле Гатчины, при въезде, был открыт памятный знак с изображением парашюта. Деревня впоследствии получила название Котельниково. Именно здесь прошли испытания созданного Котельниковым парашюта.
Парашюты стали обязательными для всех летчиков с 1929-го, а год спустя в Москве появилась первая в России парашютная фабрика. Через пять лет начинает работу Государственный завод-комбинат по производству парашютов. В 1946 году для разработки парашютно-десантной техники и снаряжения создается Научно-исследовательский экспериментальный институт парашютно-десантной техники, позже переименованный в НИИ парашютостроения. Сегодня институт входит в состав холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех и является лидером парашютостроения России.
В институте было разработано около 5 000 изделий. Одним из важных направлений остается создание спасательных парашютных систем для экипажей летательных аппаратов. Сегодня институт выпускает целую линейку парашютов специально для ВДВ. К новейшим десантным системам относятся: парашютная система пятого поколения Д-12 («Листик»), парашютная система МКС-350-12М серии 2 для десантирования боевых машин десанта.
Еще одним важнейшим направлением деятельности НИИ парашютостроения стало создание парашютных систем для космоса. Разработанные в институте парашюты обеспечили мягкие посадки космических аппаратов на Венеру и Марс, а также всех российских пилотируемых космических кораблей на Землю. В настоящий момент новый «космический» парашют проходит испытания. Всего запланировано 28 сбросов, тестирование с полноразмерным макетом корабля весом 9 тонн пройдет уже в этом году. Конструкторы НИИ парашютостроения уверены, что и это не предел, и продолжают экспериментировать: с аэродинамическими свойствами, материалами – делая парашют еще более маневренным, надежным, а также способным обеспечить легкую посадку даже самым крупногабаритным и тяжелым грузам.
В заключении мероприятия, предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
Мероприятие подготовила библиотекарь Станкевич Е.В. Для подготовки мероприятия была использована информация с сайтов: rostec.ru/news/gleb-kotelnikov-sozdatel-nebesnogo-kupola/ ; histrf.ru/read/biographies/kotielnikov-glieb-ievghienievich