Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим свами о мезенской росписи — прекрасной и самобытной росписи европейского севера России. Мезенская роспись возникла в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени, считавшейся центром росписи по дереву. Отсюда — ее второе название: палащельская.
Один из старейших художественных промыслов Русского Севера был призван украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода. Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке. Секреты этого древнего ремесла первоначально передавались из поколения в поколение строго по мужской линии.
При взгляде на предметы, украшенные чётким графическим рисунком, в душе словно рождается музыка – ритмичная и очень светлая. В этой кажущейся простоте каждый листик, зверюшка и птичка находятся именно там, где они должны быть, чтобы передать нам послания предков в виде воя ветра, тишины леса и хрустального перезвона реки.
Регион происхождения
Украшать предметы быта мезенской росписью начали в Архангельской области. На границе тайги и тундры между Северной Двиной и Печорой находится река Мезень. На её берегу расположена деревня Палащелье, упомянутая в 1906 году как центр росписи по дереву. Поэтому в энциклопедиях по искусству зачастую можно встретить второе название – палащельская. Но в итоге в отношении к этому художественному промыслу прижилось определение, связанное с регионом.
Мезенская роспись считается относительно молодым промыслом лишь на основании того, что прялки и короба с этими узорами стали распространяться в XIX веке. Однако стоит приглядеться к наскальным изображениям на берегах Белого моря и Онежского озера, чтобы отметить некоторую схожесть рисунков. Скорее всего, народные художники вдохновлялись древними образами северных племён.
Особенности росписи
Испокон веков мезенской росписью занимались только мужчины, передавая из поколения в поколение традиции этого искусства. Главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах палащельской росписи — красном и черном. Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы. Красный — из найденной на берегу глины, а позже из сурика (Сурик — это красно-оранжевая или красно-коричневая краска). Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой либо кистью из человеческих волос. Для появления ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.
Символизм росписи
Традиции и мифология народов севера России нашли своё отражение в мезенской росписи. Многоярусность узоров пришла из мировоззрения шаманов – подземный, наземный и небесный миры наполнены символичными орнаментами. Квадраты изображают землю – плодородие, защиту и само происхождение человека из праха или глины. Волнистые линии и косые штрихи означают источник жизни – воду. Как носившийся над бездной прежде сотворения мира ветер, по пространству росписи разбросаны короткие штрихи – так обозначали воздух, жизненный первоэлемент. Огонь по своей природе стремится к кругу – он рождается, питается, живёт и умирает, а затем появляется вновь. Это отразилось в мезенской росписи в виде спиралей, заключённых в рамки орнамента.
В узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ, а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым образом. Красные кони олицетворяли солнце. Несколько коней, изображенных друг за другом, обозначали движение светила по небосводу. Гуси, лебеди и утки считались душами ушедших родственников, летающими поблизости от живых людей и приходящими на помощь в трудный момент. Ели — воплощение мужской силы. Небесными роженицами, дарующими жизнь всему на земле, были оленихи. Семейное древо жизни рисовалось со стволом, заполненным ромбами — многочисленными родами предков. Его завитые корни обозначали подземный мир. Солярный знак на верхушке выступал символом мира небесного. Художники в декоре использовали многочисленные знаки плодородия — вспаханные поля, корни, цветы, плоды и семена.
Применение росписи
Чаще всего мастера покрывали узорами прялки (главный предмет для росписи), короба, хлебницы и продавали их в ближайших селениях на прибрежьях рек Пинега, Печора и Двина. Для мезенских прялок выбирались подходящие деревья, корневую часть которых можно было приспособить под днище. Поэтому прялка получила местные названия «корневуха» или «прялица-кокорица». 1820 годом датирован самый старинный экземпляр мезенской прялки в рукописях собрания Пушкинского Дома.
Прялки изготавливали преимущественно из ели или березы. Березовая древесина в давние времена считалась более дорогой, так как имеет более однородную основу и благодаря этому обладает высокой прочностью. Еловая древесина отличалась более светлым цветом и запахом хвои. Ель применялась для изготовления прялок на продажу. По сохранившимся подписям на обратной стороне прялок известны имена мастеровых династий: Аксёновы, Кузьмины, Новиковы, Федотовы, Шишовы.
Небольшая пауза для закрепления новой информации ~ Попробуйте свои силы в задании, представленном ниже.
Т
Происхождение росписи
Происхождение росписи не установлено до сих пор. Большинство исследователей относят сюжетные композиции к древнеязыческим верованиям. Специалисты в области русского народного искусства проводят параллели между мезенской росписью и наскальными рисунками Заонежья, обнаруженными в середине XX века. Есть схожесть изобразительной техники и с росписями народов Севера, Индокитая и Средней Азии.
После войны мезенская роспись, как и многие другие народные ремёсла, практически исчезла – стране было не до прялок и корзинок. Отдельные мастера ещё расписывали предметы – но уже не для покупателей, а для сохранения традиций. Возможно, именно это и спасло увядающий промысел – в наши дни в Архангельске и Северодвинске налажено производство сувениров с мезенской росписью. Украшения хороши, в основном выполнены искусно, но ушла прежняя графичность – это связано с тем, что чёткие перьевые контуры уступили место более мягким кистям. Образы уже не рассказывают истории из жизни северных земель – значения узоров и их взаимная связь утрачены. Однако имитации этого старинного промысла выглядят вполне достойно, и ими охотно украшают интерьеры.
Григорий Аксёнов, Василий Аксёнов и Василий Федотов, по прозванию Вася Климович, прославились как наиболее выдающиеся художники по росписи. Степан Фатьянов с сыном Иваном в селе Селище и Федор Федотов в деревне Палащелье продолжили традиции мастеров прошлого — они воскресили роспись, практически забытую в военные годы.
В наши дни мезенская роспись широко используется в Северодвинске и Архангельске, на сувенирной продукции экспериментального предприятия «Беломорские узоры». Здесь росписью занимаются в основном женщины. Современные рисунки наносятся кистью и имеют более обтекаемые формы по сравнению с росписями в старину. Благодаря схематичности и незамысловатости узоров они хорошо воспринимаются и легко повторяются детьми.
И в завершение нашим самым внимательным читателям предлагаем пройти викторину, посвящённую, конечно же, теме нашего сегодняшнего разговора ~
Выполнила завсектором Берхард Е.А.
Источники: 1, 2, 3, 4