История школы

Здравствуйте, ребята!

Как жалко, что закончились

Каникулы, дружок,

Но что-то в школу хочется

За парту, на урок

Своею эрудицией

Приятно удивить

Друзей, учителей

Про школьные традиции

Прочти-ка поскорей!

Закончилось лето… 1 сентября. Школа, здравствуй!  Как только услышишь слово «школа», тут же вспоминается ранее утро, будильник, поспешные сборы портфеля, завтрак – и бегом в школу! Открываешь дверь в класс, усаживаешься за парту, достаешь из портфеля учебник, тетрадку, пенал с ручками. Звонок. В класс входит учитель: «Здравствуйте, дети! Садитесь, начнем урок». Нам кажется, что так было всегда. Но это не так, давайте отправимся в путешествие и заглянем в школу прежних времен.

Дети есть, а школы нет.

Например, в начале человеческой истории, когда первобытные люди жили племенами, школ не было. А между тем первобытные дети учились постоянно. Взрослые каждый день передавали им навыки выживания среди диких зверей. Девочки учились у мам и бабушек распознавать и собирать съедобные и лекарственные растения, шить одежду из шкур животных, готовить пищу на огне очага и следить за огнем, чтобы не угас.

Мальчикам предстояло стать воинами и охотниками. Для этого они лазали по деревьям, учились бесшумно ступать и читать следы на земле, узнавать птиц по голосам, ловить рыбу, делать луки, стрелять из них и метать камни. А теперь попробуйте выполнить задание — соберите пазл «Первобытные люди».

Школа Древнего Египта

Древнеегипетская школа обычно занимала две небольшие комнаты с глиняными стенами и земляным полом. Обучались только мальчики высокопоставленных вельмож, военачальников и писцов. Мальчикам нужно было изучить около семисот египетских иероглифов, похожих на рисунки. Мальчики сидели прямо на полу на плетеных ковриках из тростника, поджав под себя ноги. Уроки продолжались целый день с утра до вечера с большим перерывом на обед. Десятилетние мальчики получали свой первый папирус.

Весь древний мир использовал папирусные свитки для чтения и письма, но стоили свитки дорого. А для самых первых письменных упражнений школьникам выдавали папирусы со старыми записями, с которых прежний текст смывали мокрой губкой. Мальчики тексты заострённой тростниковой палочкой, обмакивая её в глиняную чернильницу. В «классах» царила очень жесткая дисциплина. За невнимательность, недостаточно хорошо подготовленный урок, леность и т.п., учеников наказывали, естественно, ударами палки или плети по спине, что должно было мотивировать нерадивого ученика к плодотворному обучению. Отсюда и первая часть высказывания – «Ухо мальчика на спине его…». А полностью высказывание выглядит так:

«Уши мальчика на спине его, как только он услышит голос палки, то впредь не допустит небрежности».

Из «Поучения писцов ученикам»: «Будь писцом – и ты будешь выходить в белой одежде и все будут приветствовать тебя. Писцы у ног владыки Египта и внимают словам его». Через несколько лет мальчики занимали высокие посты при дворе фараона. Ребята, рекомендую вам книгу Милицы Матье «День египетского мальчика». Вам непременно понравится захватывающий рассказ о приключениях мальчика Сети, жившего 33 века назад в Древнем Египте. Одновременно вы узнаете много полезных сведений по истории и интересной информации о быте, и обычаях древних египтян: об обустройстве египетского дома, о том, что ели и во что одевались жители страны пирамид, как и на чём писали, как проходили уроки чтения, письма и арифметики в древнеегипетской школе, о жизни учёных-писцов и рыбаков, гончаров и рабов.

Месопотамия

По соседству с Египтом, в Месопотамии, по берегам рек Тигр и Евфрат в ту же эпоху жили шумеры.  У них тоже были школы, очень похожие на египетские, в которых шумерские мальчики также занимались с утра до вечера. С той лишь разницей, что учились писать не на папирусе, а в глиняных «тетрадках». Это были прямоугольные таблички, на которых заострённой палочкой выдавливали знаки шумерской письменности, похожие на треугольники. Школа называлась «домом табличек», шумерский школьник «сыном дома табличек», а учитель – «отцом». Если ученик ошибался, то достаточно было слегка намочить табличку, чтобы пальцем затереть ошибку. Иногда «тетрадь» была так испорчена постоянными исправлениями, что ученику ничего другого не оставалось, как скатать её в глиняный шарик, снова расплющить в  лепёшку – и вот чистая тетрадка готова.

Древняя Греция

Около двух с половиной тысяч лет назад школа расцвела в Древней Греции. Именно там появились школьные предметы, хорошо знакомые нам, — литература, математика, история, музыка, пение и физкультура. Даже само слово «школа» — греческое и означает оно не что иное, как отдых. А самое главное – греческая школа была общедоступной. Для письма использовалась простая костяная палочка («стилос» или «стиль»), с одного конца острая, с другого – круглая. Писали на небольшой дощечке, размером с ладонь, покрытой с одной стороны воском. Четыре такие восковые дощечки, скрепленные с одного края кожаным ремешком, стали прообразом нашей школьной тетрадки («тетра» по-гречески означает «четыре»).

Для занятий гимнастикой и борьбой афинские мальчики приходили в специальное сооружение – палестру. В каждой палестре был бассейн с прохладной водой, где дети купались после занятий, а заодно и закалялись. Каждый день школьники обязательно занимались музыкой, пением и учили наизусть большие отрывки из греческих поэтов.

Ребята, рекомендую вам книгу Соломона Яковлевича Лурье «Письмо греческого мальчика». В этой небольшой книжке рассказано о том, как было найдено письмо греческого мальчика, написанное на папирусе полторы тысячи лет назад. Учёный разгадал его содержание, и перед ним раскрылась страничка жизни Древнего Египта. Маленький папирус послужил как бы билетом для путешествия в эту страну. Но не только о Египте рассказывает эта книга; эта книга рассказывает об интересном труде историка-археолога и историка-исследователя.

А теперь, дорогие читатели, мы предлагаем вам поучаствовать в увлекательной онлайн-викторине «Книжная радуга»  и проверить, насколько  вы внимательно читаете  книги.  

Древний Рим: ура, каникулы!

Самое любимое школьное слово – каникулы – придумали древние римляне. Завоевав   две тысячи лет назад греческие земли, они были так восхищены здешней культурой и языком, что и свои школы стали устраивать по образцу греческих. А большой перерыв в занятиях на несколько дней получил своё название «каникула».  «Каникула» (собачка) – так римляне называли звезду Сириус в созвездии Большого пса, которая появляется на небе в самое жаркое время года, когда невозможно учиться. Так, что каникулы, если перевести буквально, — это дни, когда дети бегают по улице, как собачки, не занятые ничем.

Это интересно: Как и у нынешних школьников, первым учебником всех на свете первоклашек испокон веков был букварь. А в нем все буквы сначала обозначаются картинками. Буква А – арбуз, Б – барабан… Ведь так картинками, люди писали-рисовали ещё в глубокой древности. Хотелось пещерному человеку поделится с другими радостью: мол охота у нас была удачной, трёх оленей убили – и он на стене пещеры рисовал охотников и трёх лежащих вверх ногами рогатых оленей.

Даже немного позднее древние египтяне составляли целые послания в картинках, которые в конце концов сделались буквами. Оказывается буква А – это рисунок рогатой головы быка, Г – угол, М – морская волна, О – человеческий глаз. У древних греков буква а – называлась «алеф», то есть бык. Отсюда и первая буква латинского алфавита – альфа. Есть эта буква и в нашем слове «АЛ(ь) ФАвит».  И «вит» здесь тоже неспроста. Это изменившаяся со временем греческая буква бет (дом). А в русском языке алфавит называется ещё и азбукой. У нас первую букву алфавита когда-то именовали «аз», вторую «буки». Вот тебе и «азбука»!

Ребята, пословиц и поговорок о радостях и тяготах учебы, о знаниях народной мудрости собрано за века немало. И меткие наблюдения, собранные в пословицах и поговорках, помогают в афористичной манере постигать эту науку. Попробуйте выполнить задание — продолжи  пословицу .

Средние века: школьный звонок, перочинный ножик и деньги на розги

В средние века школы обычно располагались при храмах или монастырях, потому что в это время единственными грамотными людьми были священники и монахи. Жизнь такой школы проходила под звон церковного колокола. Может быть, именно поэтому и появился звонок на урок. У средневековых школьников появились небольшие столы со слегка наклонной столешницей, чтобы удобнее было писать. Именно такие столы можно считать «предками» школьной парты. Круг предметов школьного обучения был тот же, что в Древней Греции и Риме, но исчезли, гимнастика и борьба. Зато дети очень много пели в церковном хоре.

В средневековье для письма стали использовать птичьи перья – гусиные, вороньи, павлиньи. Они без конца ломались, и перед письмом их приходилось затачивать. Чтобы подготовить птичье перо к работе, край его трубчатого стержня аккуратно обрезали ножиком под определённым углом. Затем надрезали кончик, чтобы при нажиме он раздваивался, давая толстую линию. Именно благодаря этому в наш язык вошло словосочетание «перочинный ножик».

Книги уже были похожи на те, которыми пользуемся мы. Только вместо бумаги использовалась особо обработанная кожа – пергамент, поэтому книги были редки и очень дорогие. Ученики брали книгу в руки, только  тщательно их вымыв. А тех, кто ленился или плохо соображал, ждали розги. В некоторых школах родители даже специально сдавали на розги деньги в особую кружку. Розги – тонкие прутья ивы или берёзы, которыми раньше пользовались в школах для наказания ленивых учеников.

Это интересно: у нас на Руси был такой обычай: когда ученики заканчивали очередную книгу, их матери варили особую сладкую кашу, которую все должны были съесть из одного горшка. Отсюда и слово «однокашники», те кто вместе учились. А потом на дворе все кидали в пустой горшок ложки и разбивали его, обозначая, таким образом, конец очередного этапа учения.

Ребята, есть много пословиц о радостях и тяготах учебы. Давайте вспомним их. Попробуйте выполнить задание и  продолжить  пословицу.

Школы на Руси

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.  Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Лишь через сто лет, в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Причем, его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам. В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начали появляться в таких крупных городах, как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и храмах. Таким образом, священники считались на Руси самыми образованными людьми. В основном в то время писали писали на бересте.

Более того, благодаря одному мальчику-растеряхе, потерявшему сразу все свои бересты разом, были найдены учебные записи на бересте. Это знаменитые берестяные грамоты Онфима — новгородского мальчика XIII века, автора берестяных грамот и рисунков, в основном учебного характера.

Ребята, рекомендую вам книгу Сергея Михайловича Голицына «За березовыми книгами». В книге вы встретитесь с неутомимыми изыскателями, надежда которых найти старинные берёзовые книги из легендарной библиотеки ростовского князя Константина Мудрого. На берестяных страницах берёзовых книг острой тетеревиной косточкой были процарапаны поэмы и сказания, созданные ещё до татаро-монгольского нашествия — бесценные сокровища древней русской литературы…

Новый век: электронные пятёрки

Двадцать первый век тоже внес изменения в школьную жизнь. В классах всё больше техники – электронные учебники и интерактивные доски на стенах, планшеты, ноутбуки…  Даже дневники и классные журналы стали электронными. И вообще, теперь можно учиться, совсем не выходя из дома, а общаясь с преподавателями через Интернет, используя ресурсы разных образовательных порталов и сайтов.

Ребята, предлагаю послушать  песню «Школа» в исполнении «Детского музыкального театра  «Домисолька» города Москвы.

Уважаемые дети, как бы не менялось время, что бы ни придумывали люди, ученику всегда будут нужны терпение и старательность, любознательность и дружелюбие, умная голова и доброе сердце. В заключении мероприятия предлагаю вам посмотреть короткометражный мультфильм — Эволюция Петра Сенцова.

Мероприятие подготовила библиотекарь Станкевич Е.В. При подготовке мероприятия использовалась материалы из  книги Литвяк Е.  История школы. Про парты, перья, и тетрадки. Дорогие ребята и их родители, спасибо за внимание и до новых встреч!