Легенда русской авиации

Добрый день, дорогие друзья!

9 декабря наша страна отмечает День героев Отечества. Герои — это люди, совершившие или совершающие благородные поступки во имя своей страны, связанные с риском для своей жизни.

Нам хотелось бы рассказать об одном из героев нашей Родины. Легендарном летчике – испытателе  Валерии Павловиче Чкалове. Его имя носит наша библиотека.

Валерий Павлович Чкалов – советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер штат Вашингтон (США).

Изо всех больших имён геройских

Что известны нам наперечёт

Как-то по особому, по свойски

Это имя называл народ …

(А. Твардовский)

Вся жизнь — полёт

Самым главным делом всей жизни Чкалова было испытание самолетов.

Испытание нового самолета иногда состоит из сотни полетов. Это – большая работа. Вот почему летчики-испытатели новых самолетов – самые опытные, смелые, образованные.

Чкалов летал смело, уверенно, талантливо! Испытал много самолетов, которые составили славу и гордость воздушного флота нашей страны.

Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии. Ныне город Чкаловск. В семье котельщика казенных мастерских. Был десятым ребенком в семье.

Когда Валерию исполнилось 7 лет, его определили в сельскую начальную школу. Учился он легко, любил больше всех предметов математику. Обладая цепкой памятью, задачи решал быстро в уме. Валерий рос большим непоседой, в школе шалил немало, устраивал со сверстниками потасовки, чтобы помериться силой.

После 4 лет начальной школы Валерий поступил в ремесленное училище в городе Череповце. Но проучился там всего 2 года, потому что в голодную и холодную зиму 1918 года училище закрыли. Шла первая мировая война.

Ремесленное училище в городе Череповце

В 1919 году Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт.  Валерию очень захотелось поступить в авиационную школу, чтобы стать летчиком.

Он устроился работать в авиационные мастерские. Занимаясь сборкой отремонтированных самолетов, внимательно изучал их, усиленно читал, беседовал со знакомыми летчиками и авиационными мотористами.

В 17 лет Валерий стал учлётом (учеником лётчика) Егорьевской военно-теоретической школы летчиков. Но эта школа давала лишь теоретические знания. Осваивать же самолетовождение на практике пришлось в Борисоглебской школе военных летчиков.

Первоначальная летная подготовка будущих пилотов проходила на учебных самолетах «Фарман» и «Авро» 504к, и, естественно, первыми к полетам на них были допущены наиболее способные и прилежные учлёты. Для занятий в воздухе отобрали 10 человек, в том числе и Чкалова.

В 1924 году военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую истребительную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова.

С 1926 по 1928 годы Чкалов служит на аэродроме Троцка. В 1929-1930 годы руководит школой планеристов и является лётчиком-инструктором в Ленинграде.

В 1930 году Чкалов  работает в московском Научно-исследовательском институте ВВС РККА. За 2 года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Быстро накапливался огромный опыт.

Больше всего Чкалов летал на маленьких, одноместных самолетах-истребителях. Их он любил за большую скорость. За то, что на них можно выделывать любые фигуры: хочешь – петлю, хочешь – бочку, хочешь переворот через крыло. Все, что угодно! Конечно, на больших самолетах Валерий Павлович тоже летал. Но без особого воодушевления.

В 1931 году Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца). Это был тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до 5 самолётов-истребителей.

В 1932 году НИИ ВВС был переведён на аэродром в районе города Щёлково. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд. А во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.

ТБ-3

С 1933 года Валерий Чкалов совместно со своим старшим товарищем А. Анисимовым испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан)

Чкалов также принимал участие в испытаниях самолетов — истребителей танков «ВИТ-1» (воздушный истребитель танков), «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин конструкторского бюро Н.Н. Поликарпова. 

Валерий Чкалов — автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. В 1935 г. лётчик-испытатель получил орден Ленина.

Легендарные полёты

В 1936 году для лётчиков Чкалова, Байдукова и Белякова правительством СССР был утвержден план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. Полет на Дальний Восток стартовал 20 июля. Три человека летели над архипелагами Франца-Иосифа и Северной земли; над тайгой, безлюдными, пустынными областями; над Северным Ледовитым океаном. Лётчикам досаждали циклоны и частые обледенения, туманы и плохая видимость. Полет продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров.

За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2. Острова Удд, Лангр, Кэос Охотского моря были переименованы в Чкалов, Байдуков, Беляков.

Чкалов добивался разрешения лететь в США.

И вот 18 июня 1937 года экипаж Чкалова получил, наконец, задание лететь в США через Северный Полюс. Погода по пути в Америку была очень плохая. Приходилось подолгу – иногда по 5-6 часов подряд – лететь в сплошных облаках. Не видя ни земли, ни неба, ни горизонта, а только серую мглу, со всех сторон окружающую машину. Такой полет летчики называют «слепым». И лететь приходится, ориентируясь на приборы, которые находятся перед летчиком. Одним из лучших специалистов «слепого полета» был Байдуков – второй пилот чкаловского экипажа, поэтому большую часть пути за штурвалом самолета сидел он. А полет продолжался без малого трое суток и был беспересадочным!

Маршрут экипажа Чкалова проходил над Северным полюсом, над Скалистыми горами Канады. Помимо частых циклонов, неоднократных опасных обледенений, кислородного голодания лётчики в конце полёта потеряли радиосвязь с землёй. Ночью на большой высоте среди густых облаков АНТ-25 с трудом перевалил через Скалистые горы. К этому времени вышел весь запас кислорода. Из-за кислородного голодания каждое движение летчикам давалось с трудом. К утру они уже летели над Тихим океаном, а после полудня приземлились на аэродроме Ванкувера. Полет завершился успешно за 63 ч. 16 мин.

20 июня 1937 г. самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра.   За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени и стал известен за пределами  СССР.

1937. США. Cамолёт АНТ-25 завершил беспосадочный перелет по маршруту Москва — Северный полюс — США.

Легендарный самолёт АНТ-25

Тактико-технические характеристики АНТ-25:
Размеры: размах крыла – 34 метра, длина – 13 метров, высота – 5,5 метров.
Масса самолета, кг.
— пустого – 3 780
— взлетная – 11 500
Максимальная скорость – 246 км/ч.
Крейсерская скорость – 165 км/ч.
Максимальная дальность полета – 13 000 км.
Практический потолок – 7 850 метров
Экипаж – 3 человека.

Последний полёт

Прошел год. Наступила новая зима. Валерий Павлович летал, готовился испытать новый самолет. Еще более скоростной, высотный, верткий. Истребитель И-180.

И-180

Полёт готовился в спешке, чтобы успеть до конца года. За 2 недели до полета на собранной машине было выявлено 190 дефектов. 10 декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто «глох». Через 2 дня при повторной рулёжке произошла поломка мотора. Нужно было основательно всё переделывать.

15 декабря 1938 года. День первого вылета на истребителе И-180. Температура воздуха была около минус 25. Главный конструктор Поликарпов отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился. Чкалов вырулил на край аэродрома, дал полный газ и самолет начал разбег. Набрав высоту, Чкалов стал пробовать, как ведет себя машина на разных скоростях, как слушается рулей, как делает развороты. Самолет понравился летчику.

Чкалов стал снижаться на посадку. До земли было уже совсем близко, когда потребовалось немного прибавить газу, чтобы дотянуть до аэродрома.

И тут случилась беда: мотор не послушался! Он трясся, выплевывал черные клубы дыма, но не тянул. А когда мотор не работает, самолет может только снижаться. Самолет дошел до самой земли в самом неподходящем месте: среди бугров, столбов и строений.

Последнее, что успел сделать Чкалов, это отвернуть от появившегося прямо перед ним дома: там могли быть люди. Чкалов, погибая сам, хотел спасти этих людей. А потом – самолет ударился о землю. Через два часа Чкалов скончался в больнице от полученной травмы. Ему было всего 34 года.

В честь героя

В честь летчика село Василево было переименовано в город Чкаловск.

Памятник летчику — испытателю Валерию Чкалову установили в Нижнем Новгороде на берегу реки.

В родном доме Валерия Павловича сейчас находится музей. Рядом – ангар со знаменитыми самолетами: АНТ-25, И-16, личным самолетом Чкалова – У-2.

В честь Чкалова названы улицы во многих городах, есть теплоход «Валерий Чкалов».

А сейчас попробуйте ответить на вопросы нашей викторины.

Викторина «Чкалов — гордость нашей авиации»

О Чкалове написано немало книг. Представляем вашему вниманию виртуальную книжную выставку.

Устремленный в небо

Наш рассказ о Валерии Павловиче Чкалове подошел к концу. Спасибо за внимание. Приглашаем в библиотеку за книгами о знаменитом летчике-испытателе.