Разведчик небывалого маршрута

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня день рождения Валерия Чкалова.

Валерий Павлович Чкалов — легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза. Его вклад в отечественную авиацию огромен. Чкалов испытал более 70 типов самолётов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа, разрабатывал тактику воздушного боя.

Лётчик-герой родился в селе Василёво Нижегородской губернии 2 февраля 1904 г.

Отец, Павел Григорьевич Чкалов,  был котельщиком казённых мастерских. Мать, Ирина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла, когда Валерию было 6 лет.

Чкалов работал кочегаром парохода, когда впервые увидел в небе самолет. И с тех пор заболел авиацией.

В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевск в теоретическую школу авиации.

В 1923 году Валерий Чкалов был направлен на обучение в Москву в 1-ю Высшую школу военных летчиков. 14 августа 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов прибыл в Ленинград, в «1-ю отдельную эскадрилью истребителей».

В небе Валерий много лихачил, часто нарушал дисциплину, поэтому бывало, что наказывался, отстранялся от полётов.

В начале 1929 года Чкалов в Ленинграде руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

В ноябре 1930 года Валерий Павлович был направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

Чкалову принадлежит авторство таких фигур, как восходящий штопор, замедленная бочка, выход из пике с набором высоты в перевёрнутом полёте. Он творчески разрабатывал применение различных форм сочетания огня и манёвра. Валерий Павлович первый из лётчиков вёл меткую стрельбу по воздушным целям при любом положении самолёта, даже в перевёрнутом полёте. Ему принадлежит идея тарана врага винтом самолёта. Много сделано Чкаловым в разработке тактики вертикального боя.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов.

В декабре 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

Беспосадочный дальневосточный перелет

Государство в то время ставило задачу — максимум — летать выше всех, быстрее всех, дальше всех. Дальше всех залетел Чкалов. Сначала был беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Он стартовал 20 июля 1936 года.

Перелет по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский, 1936 год

Три человека летели над архипелагами Франца-Иосифа и Северной земли; над тайгой, безлюдными, пустынными областями; над Северным Ледовитым океаном. Лётчикам досаждали циклоны и частые обледенения, туманы и плохая видимость.

Полет продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров.

За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2.

Острова Удд, Лангр, Кэос Охотского моря были переименованы в Чкалов, Байдуков, Беляков. Чкалов добивался разрешения лететь в США.

Беспосадочный перелет в Америку

И вот 18 июня 1937 года экипаж Чкалова получил, наконец, задание лететь в США через Северный Полюс.

Погода по пути в Америку была очень плохая. Приходилось подолгу – иногда по 5-6 часов подряд – лететь в сплошных облаках, не видя ни земли, ни неба, ни горизонта, а только серую мглу, со всех сторон окружающую машину. Такой полет летчики называют «слепым». И лететь приходится, ориентируясь на приборы, которые находятся перед летчиком. Одним из лучших специалистов «слепого полета» был Байдуков, поэтому большую часть пути за штурвалом самолета сидел он. А полет продолжался без малого 3 суток и был беспосадочным!

Маршрут экипажа Чкалова проходил над Северным полюсом, над Скалистыми горами Канады. Помимо частых циклонов, неоднократных опасных обледенений самолета, кислородного голодания лётчики в конце полёта потеряли радиосвязь с землёй.

Ночью на большой высоте среди густых облаков АНТ-25 с трудом перевалил через Скалистые горы. К этому времени вышел весь запас кислорода. Из-за кислородного голодания каждое движение летчикам давалось с трудом. К утру они уже летели над Тихим океаном, а после полудня приземлились на аэродроме Ванкувера. Полет завершился успешно за 63 ч. 16 мин.

20 июня 1937 г. самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени и стал известен за пределами  СССР.

Легендарный АНТ — 25

Тактико-технические характеристики АНТ-25:
Размеры: размах крыла – 34 метра, длина – 13 метров, высота – 5,5 метров.
Масса самолета:
— пустого – 3 780 кг
— взлетная – 11 500 кг
Максимальная скорость – 246 км/ч.
Крейсерская скорость – 165 км/ч.
Максимальная дальность полета – 13 000 км.
Практический потолок – 7 850 метров
Экипаж – 3 человека.

Чкалов — гордость русской авиации

Виртуальная книжная выставка

На этом наше путешествие подошло к концу. До свидания, до новых встреч!

https://pantv.livejournal.com/3384975.html