Добрый день, дорогие друзья! Сегодня день рождения Валерия Чкалова.
Валерий Павлович Чкалов — легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза. Его вклад в отечественную авиацию огромен. Чкалов испытал более 70 типов самолётов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа, разрабатывал тактику воздушного боя.
Лётчик-герой родился в селе Василёво Нижегородской губернии 2 февраля 1904 г.
Отец, Павел Григорьевич Чкалов, был котельщиком казённых мастерских. Мать, Ирина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла, когда Валерию было 6 лет.
Чкалов работал кочегаром парохода, когда впервые увидел в небе самолет. И с тех пор заболел авиацией.
В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевск в теоретическую школу авиации.
В 1923 году Валерий Чкалов был направлен на обучение в Москву в 1-ю Высшую школу военных летчиков. 14 августа 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов прибыл в Ленинград, в «1-ю отдельную эскадрилью истребителей».
В небе Валерий много лихачил, часто нарушал дисциплину, поэтому бывало, что наказывался, отстранялся от полётов.
В начале 1929 года Чкалов в Ленинграде руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.
В ноябре 1930 года Валерий Павлович был направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.
Чкалову принадлежит авторство таких фигур, как восходящий штопор, замедленная бочка, выход из пике с набором высоты в перевёрнутом полёте. Он творчески разрабатывал применение различных форм сочетания огня и манёвра. Валерий Павлович первый из лётчиков вёл меткую стрельбу по воздушным целям при любом положении самолёта, даже в перевёрнутом полёте. Ему принадлежит идея тарана врага винтом самолёта. Много сделано Чкаловым в разработке тактики вертикального боя.
За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов.
В декабре 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.
Беспосадочный дальневосточный перелет
Государство в то время ставило задачу — максимум — летать выше всех, быстрее всех, дальше всех. Дальше всех залетел Чкалов. Сначала был беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Он стартовал 20 июля 1936 года.
Три человека летели над архипелагами Франца-Иосифа и Северной земли; над тайгой, безлюдными, пустынными областями; над Северным Ледовитым океаном. Лётчикам досаждали циклоны и частые обледенения, туманы и плохая видимость.
Полет продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров.
За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2.
Острова Удд, Лангр, Кэос Охотского моря были переименованы в Чкалов, Байдуков, Беляков. Чкалов добивался разрешения лететь в США.
Беспосадочный перелет в Америку
И вот 18 июня 1937 года экипаж Чкалова получил, наконец, задание лететь в США через Северный Полюс.
Погода по пути в Америку была очень плохая. Приходилось подолгу – иногда по 5-6 часов подряд – лететь в сплошных облаках, не видя ни земли, ни неба, ни горизонта, а только серую мглу, со всех сторон окружающую машину. Такой полет летчики называют «слепым». И лететь приходится, ориентируясь на приборы, которые находятся перед летчиком. Одним из лучших специалистов «слепого полета» был Байдуков, поэтому большую часть пути за штурвалом самолета сидел он. А полет продолжался без малого 3 суток и был беспосадочным!
Маршрут экипажа Чкалова проходил над Северным полюсом, над Скалистыми горами Канады. Помимо частых циклонов, неоднократных опасных обледенений самолета, кислородного голодания лётчики в конце полёта потеряли радиосвязь с землёй.
Ночью на большой высоте среди густых облаков АНТ-25 с трудом перевалил через Скалистые горы. К этому времени вышел весь запас кислорода. Из-за кислородного голодания каждое движение летчикам давалось с трудом. К утру они уже летели над Тихим океаном, а после полудня приземлились на аэродроме Ванкувера. Полет завершился успешно за 63 ч. 16 мин.
20 июня 1937 г. самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени и стал известен за пределами СССР.
Легендарный АНТ — 25
Тактико-технические характеристики АНТ-25:
Размеры: размах крыла – 34 метра, длина – 13 метров, высота – 5,5 метров.
Масса самолета:
— пустого – 3 780 кг
— взлетная – 11 500 кг
Максимальная скорость – 246 км/ч.
Крейсерская скорость – 165 км/ч.
Максимальная дальность полета – 13 000 км.
Практический потолок – 7 850 метров
Экипаж – 3 человека.
Чкалов — гордость русской авиации
Виртуальная книжная выставка
На этом наше путешествие подошло к концу. До свидания, до новых встреч!