Литературный час «Страницы Чехова листая»

      Здравствуйте, дорогие ребята! В этом году исполняется 161 год со дня рождения Антона Павловича Чехова, известного русского писателя, драматурга, врача по образованию. Родился в городе Таганрог 17 (29) января 1860 года и жил там до 19 лет. Сегодня в литературном часе мы познакомимся с биографией Чехова и пролистаем некоторые его произведения.

      В начале восьмидесятых годов XIX века в юмористических журналах стали появляться маленькие рассказы с забавной подписью — Антоша Чехонте. За этим псевдонимом скрывался студент — медик Антон Чехов. Гонорары были неплохой поддержкой семье молодого писателя, а семья Чеховых богатством не отличалась. Сказать точнее — жили в постоянной нужде. Когда отец — мелкий торговец — разорился и вынужден был уехать в Москву, к старшим сыновьям, шестнадцатилетний гимназист Антон остался в родном Таганроге один и зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. При этом он умудрялся ещё помогать родителям. После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его «юмористические мелочи» регулярно публикуются на страницах массовых журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.).

      После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжал «многописание». Основным жанром в его творчестве этого периода являлся короткий рассказ — сценка, этюд, набросок, — основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Опубликованные в разных газетах, небольшие по объёму произведения составили сборники «Пестрые рассказы» (1886) и «Невинные речи» (1887).

        Основные темы творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899). В рассказах «Бабье царство» (1894), «Мужики» (1897), «В овраге» (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни. Сильные обобщённые образы мы видим в рассказах «Палата №6» (1892), «Человек в футляре» (1898). В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Антона Чехова — рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами.

Антон Павлович специально для детей рассказы не сочинял. Тем не менее, часть его рассказов вошли в сокровищницу детской литературы. Они давно присутствуют в школьной программе, их читают с интересом и взрослые, и дети. Рассказы, такие как:

Давайте рассмотрим из этого списка три рассказа, так сказать, пролистаем страницы.

Антон Павлович с детства любил животных. В его доме постоянно жили разные звери. В Таганроге у него были голуби. Из своей поездки на остров Сахалин он привёз дикую пальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. А в московском доме всегда жили собаки, одно время сразу две таксы. Во многих рассказах о животных Чехов показал, что доброе отношение к животным важно не только для них, но и для самого человека. Очень важно понимать наших братьев меньших, чтобы понимать окружающий мир.

Каштанка

Самый известный рассказ «Каштанка» создан на основе реальной истории, которая произошла с дрессировщиком Владимиром Дуровым. Главная героиня – собачка «помесь таксы с дворняжкой». Она делит людей на хозяев и заказчиков: первым позволено бить ее, зато вторых она сама может кусать за икры. Мы видим постоянно голодную и вечно забитую собаку. Вместо еды в доме столяра ей подсовывали табак, а еще мучили садистскими «фокусами». Только собачья преданность заставляла Каштанку позабыть все обиды и надругательства над собой. Перелистывая страницы рассказа, мы узнаем о чувствах, переживаниях, мыслях собачки. В коротком рассказе происходит достаточно много событий. Когда Каштанка потерялась, ее привычный мир рухнул, поскольку жизнь у нового хозяина сильно отличалась от прежней. Даже имя у собаки теперь было другое – Тетка. А еще у героини раскрылся артистический талант, и ее стали готовить к выступлению на манеже. Тетку не били, хорошо кормили, однако она все равно тосковала о прежней жизни. Наивысшее развитие сюжета истории выпадает на день премьеры в цирке. Совершенно случайно на представлении оказались бывшие хозяева собаки. Услышав из толпы такой родной и знакомый голос, Каштанка мчится в прошлую жизнь. Видимо сработал собачий инстинкт преданности. Такой финал рассказа оставляет много места для споров и фантазий.

Текст можете прочесть здесь https://ilibrary.ru/text/1146/p.1/index.html

А теперь, ребята, вы можете легко ответить на вопросы кроссворда «Герои «Каштанки»

Второй рассказ с героями животными.  

Белолобый

      Написав рассказ «Белолобый» А. П. Чехов сумел проникнуть в чувства и мысли волчихи. Однажды ночью в марте старая голодная волчиха отправляется на охоту к человеческому жилью. В логове волчицы трое голодных волчат. Волчиха из-за пожилого возраста питается только мелкой добычей. Сарай со скотом охраняет сторож — старик Игнат. Через крышу Волчица забирается в сарай, собака Арапка поднимает лай и возню. Волчиха, не глядя, быстро хватает добычу. Однако вместо ягненка в её зубах оказывается щенок Арапки с большим белым лбом, какой бывает у очень глупых собак. Происходит внутренняя борьба в душе у волчихи – съесть или не съесть щенка. Белолобый увязывается за волчихой и в её логове играет с волчатами. Волчиха подумывает съесть щенка, но резкий собачий запах отбивает у неё всякую охоту. Спустя некоторое время волчица решает повторить попытку добыть ягненка в сарае Игната и вновь отправляется к зимовью. Щенок снова идет за ней, поднимает шум и лай, и волчихе приходится удирать, оставшись ни с чем. А сторож Игнат решает, что дыру в крыше сарая сделал именно щенок. Рассказ заставляет задуматься о том, как важно проявлять важные качества души – доброту и милосердие. Ещё мы понимаем, что жестокость волчицы вынужденная.

Текст можете прочесть здесь https://ilibrary.ru/text/1143/p.1/index.html

А теперь, ребята, вы можете легко ответить на вопросы кроссворда «Белолобый» Чехова«

Пролистаем рассказ, главный герой которого мальчик Ваня Жуков.

Ванька

Ванька Жуков — герой рассказа А.П. Чехова «Ванька» (1886), девятилетний мальчик, сирота. Обученный барышней Ольгой Игнатьевной читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, он был отдан в город «в люди». Дома, в деревне, у него только дед, которому он пишет письмо, жалуясь на свое горькое житье в ученье у сапожника. Конверт и марку он купил заранее. О том, каким должен быть адрес, сидельцы из соседних лавок не рассказали — научили только опустить письмо в почтовый ящик. Адрес мальчик написал такой: «На деревню дедушке. Константину Макарычу». Ваня существует в двух временных измерениях: в приукрашенном прошлом и в нехорошем настоящем. В первом все замечательно — дедушка (в реальной жизни совсем не обязательно добрый и ласковый), собаки — старая Каштанка и хитроумный хулиган Вьюн, поездка с дедом в лес за елкой, Рождество и барышня Ольга Игнатьевна — все полно поэзией. Во втором измерении существует непосильная работа, злые подмастерья, хозяйский гнет. Бедному мальчику холодно, голодно и ужасно тоскливо. В его обязанности много что входит, в том числе и укачивание хозяйского «ребятёнка». Ване так хочется получить золоченый орех с господской ёлки — подлинное сокровище в его глазах. Мало кто из современных детей смог бы жить в таких условиях. Вот такая невесёлая жизнь была у мальчика Вани Жукова, жившего в дореволюционное время.

Текст можно прочесть здесь https://ilibrary.ru/text/983/p.1/index.html

Ребята! Рассказ этот небольшой, я думаю, что после его прочтения вы легко сможете ответить на вопросы интерактивной викторины-теста. Викторина-тест «Чеховский «Ванька»

Юмористические рассказы

       Величайший русский писатель и драматург А. П. Чехов — автор многих сатирических и юмористических рассказов, о которых можно сказать «такие смешные грустные истории». В них он высмеивал такие человеческие изъяны, как лицемерие, рабское поклонение, задабривание к начальству, грубость, необразованность, нахальство, отсутствие чувства собственного достоинства.

      Полицейский надзиратель Очумелов, главный герой рассказа Чехова «Хамелеон» — воплощение готовности унижаться перед более сильными и могущественными. И он, и городовой Хрюкин, и толпа обывателей изменяют свое поведение в зависимости от обстоятельств, защищая пострадавшего, когда думают, что собака кого-то из простых людей, и осуждают и высмеивают, узнав, что собачка «генеральская». Полицейский надзиратель к тому же груб и не образован. Об этом свидетельствует его язык: «Почему здесь? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» Он занимается еще и вымогательством («За ним ступает рыжий городовой с решетом, доверху полным конфискованного крыжовника»).

Текст здесь: https://ilibrary.ru/text/463/p.1/index.html

     В рассказе «Толстый и тонкий» изображается случайная встреча на вокзале двух друзей детства. Никудышный чиновник, «тонкий» Порфирий, как только узнал, что его давний гимназический товарищ дослужился до тайного советника, начинает унижаться перед ним так, что того аж «затошнило». Подобным чином ведут себя и члены семьи «тонкого» — жена и сын.

Текст здесь: https://ilibrary.ru/text/464/p.1/index.html

        Рассказы Антона Павловича Чехова очень коротки, но вместительны. Писатель умеет коротким эпизодом, метким словом изобразить широкую картину жизни. Причем, он сам не делает выводов, не вмешивается с комментариями, но читатели хорошо понимают, какой недостойный имеет вид человек-хамелеон, подхалим и лицемер.

В 2010 году состоялся литературно-творческий конкурс для детей и подростков, посвященный 150-летнему юбилею Чехова «Чехов сегодня и всегда». И победитель этого конкурса, тезка Антона Павловича – Чехова Марина. Вот что она написала в своей творческой работе, посвященной Чехову.

«Если бы не было Антона Павловича, мы не узнали бы так живо о том, какие были нравы в его время, и можно ли их сравнивать с нашими, чем мы похожи и чем отличаемся, насколько добрее и умнее мы стали…» 

Литературный час «Страницы Чехова листая» подходит к концу. Я, ведущий библиотекарь Лапицкая И.А., хотела бы показать в заключение стихотворение Марины Чеховой о своём любимом писателе.

Чехов очень гениален, и ни разу не соврал,

И о том, что было раньше очень много написал.

Написал про Ваньку с дедом и про мальчиков рассказ,

Дал всем людям современным поучительный наказ.

Много пьес его играют на подмостках театральных.

В школе все ребята знают про Каштанку идеально

Чехову мы низко, низко в пол поклонимся сейчас,

Интерес к его таланту в наших душах не угас.

До свидания, дорогие ребята! Читайте книги Чехова. До новых встреч.