Здравствуйте, дорогие друзья!
Исполняется 85 лет рекордному беспосадочному авиаперелёту из Москвы на Дальний Восток. Сегодня мы расскажем об этом поподробнее.
Ранним утром 20 июля 1936 года выкрашенная в алый цвет крылатая машина поднялась в небо с военного аэродрома Щелково. В дальний и рискованный полет отправились три авиатора: Георгий Байдуков, Валерий Чкалов и Александр Беляков.
Слишком рискованным для той эпохи был задуманный полет — на одномоторном самолете без единой посадки от Москвы вдоль полярных берегов России до Камчатки и затем через Охотское море к берегам Амура.
АНТ — 25
Алая машина, перегруженная топливом и всем необходимым для столь дальнего перелета, набирала высоту.
Командир экипажа Валерий Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков готовились установить мировой рекорд по дальности беспосадочного полета в сложных климатических и географических условиях Крайнего Севера.
Опытные авиаторы Чкалов и Байдуков изначально собирались лететь через Северный Полюс в Америку. Годом ранее другой экипаж с участием Георгия Байдукова уже пытался через ледовую «крышу мира» пролететь от Москвы до Сан-Франциско. Но тогда, в августе 1935 года, новейший самолет АНТ-25 вынужден был прервать рекордный рейс из-за проблем с моторным маслом.
Руководители того полета сочли, что АНТ-25 ненадежен. Но Георгий Байдуков решил доказать, что при должном управлении эта крылатая машина способна на мировой рекорд. Он уговорил на новую попытку полярного перелета своего старого друга, Валерия Чкалов.
В то время все рекордные полеты обсуждались и утверждались непосредственно в Кремле. И вот в июне 1936 года Байдуков и Чкалов оказались в кабинете Сталина. Сталин вдруг предложил совсем иной маршрут — не через полюс в Америку, а вдоль северных границ России на Камчатку и затем к Приморью и Приамурью с финальной посадкой в Хабаровске.
Первые сутки полёта
Первые сутки полета ярко-красный АНТ-25 от Москвы все время шел не на Восток, а к полюсу — к архипелагу Земля Франца-Иосифа. Окно в облаках позволило рассмотреть очертания какого-то острова. В этом месте повернули на материк, взяв курс на Нордвик — ныне заброшенный порт на берегу полуострова Таймыр. Хатангский залив — это море Лаптевых, где температура воздуха ниже нуля держится минимум десять месяцев в году.
Лететь предстояло непрерывно несколько суток — пилоты сменяли друг друга за штурвалом.
Над берегами полуострова Таймыр экипажу стало не до шуток. Чтобы не лететь в сплошной облачности, красному самолету пришлось много часов держать высоту не менее 4 км. У летчиков начиналось выматывавшее силы кислородное голодание, но, посоветовавшись, экипаж решил пока не применять баллоны с запасом дыхательного газа. Шестичасовой запас кислорода решили беречь к концу полета, когда, возможно, потребуется выход на высоту шесть километров.
Полет только по приборам…
На третьи сутки непрерывного полета красный АНТ-25 сделал круг в небе над Петропавловском, столицей Камчатки. «Город был закрыт облаками.
От камчатских берегов полетели на юг через Охотское море. «Вечно покрытое туманом и облаками, оно представляло на нашем пути самый неблагополучный участок…» — признал позже командир экипажа АНТ-25.
«Шли самые напряженные часы, последние часы перелета, — так вспоминал этот отрезок пути второй пилот Байдуков, — Обширный циклон, сопровождавшийся густой облачностью, дождями и туманами, встретил нас над Охотским морем. Снова полет только по приборам. Погода в районе Сахалина и Приморья крайне неблагоприятная — так же облака, дожди и туманы».
Из-за сильной облачности решили идти на высоте не более 50 метров над волнами Охотского моря, пробиваясь к северной части Сахалина и устью Амура. «От штормовых порывов ветра крылья и хвостовое оперение самолета опасно вздрагивали и беспомощно вибрировали. Дождь стал настолько сильным, что определить расстояние до воды становилось очень трудно.
На 55-м часу непрерывного полета, в районе Татарского пролива между материком и Сахалином, обстановка стала критической. Чкалов мгновенно принимает совершенно правильное решение: вверх! И тут же набирает высоту, разворачивая АНТ-25 на восток. Облака скрывают все, высота быстро увеличивается, а температура воздуха резко понижается…
Но на высоте встречает другая, столь же смертельная в тех условиях опасность — обледенение самолета.
Такое мог сделать только Чкалов!
Экипаж покрытого льдом красного самолета принимает решение — пока не стемнело искать место для посадки где-то на побережье близ устья Амура.
Садились на остров Удд, позднее его переименуют в остров Чкалова.
Этот островок в заливе Счастья на северном побережье Хабаровского края вытянут в длину почти на 17 км, но шириной всего 200–300 метров. В последний момент при посадке прямо на песок и гальку авиаторы заметили опасный овраг и сумели проскочить его. На закате 22 июля 1936 года алый самолет коснулся земли — ровно через 56 часов и 20 минут непрерывного полета.
Это был мировой рекорд — 9374 км беспосадочного перелета в самых сложных условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока. За следующие десять суток при помощи местных жителей и пограничников летчики починили сломанное шасси и построили 500 метров импровизированной взлетной полосы из гальки и бревен.
2 августа 1936 года Чкалов сумел поднять усталую машину в воздух. До Москвы добирались неделю с посадками в Хабаровске, Красноярске и Омске. В столицу СССР прилетели ранним вечером 10 августа. На летном поле в Щелкове экипаж встречал, жал руки и обнимал сам Сталин — беспрецедентный случай для летчиков.
Всем троим участникам перелета присвоили звания Героев, о них писали многочисленные статьи, им посвящали целые спецвыпуски печатных изданий, снимали документальные фильмы, посвящали стихи.
Вот, например, начало стихотворения, опубликованного в газете «Правда» 11 августа 1936 года, сразу после встречи летчиков в Москве:
На славу родине, на страх ее врагам Вы победили льды, ветра, туман. И миллионы рук сегодня рвутся к вам, Гул с площадей Москвы летит за океан…
Любопытные факты
- Перелет до острова Удд продолжался с 20 по 22 июля 1936 года.
- Еще на острове Удд борт самолета АНТ-25 украсила сделанная от руки надпись «Сталинский маршрут».
- Уже в следующем 1937 году именно эта машина с этой надписью и тем же опытным экипажем — Чкалов, Байдуков и Беляков — отправится через Северный Полюс в Америку, успешно осуществив первый в мире беспосадочный перелет из нашей страны в США.
- Аэродром в Щелково был переименован в Чкаловский.
- Завершившийся 85 лет назад дальневосточный полет под руководством Валерия Чкалова оказался полетом с аэродрома имени Чкалова на остров Чкалова
Чкалов — гордость нашей авиации
Устремленный в небо
О Чкалове написано немало книг. Представляем вашему вниманию виртуальную книжную выставку.
Наш рассказ о знаменитом дальневосточном перелете подошел к концу. Спасибо за внимание. Приглашаем в библиотеку за книгами об истории русской авиации.
Использованные материалы: