Полет до острова Удд

Здравствуйте, дорогие друзья!

Исполняется 85 лет рекордному беспосадочному авиаперелёту из Москвы на Дальний Восток. Сегодня мы расскажем об этом поподробнее.

Ранним утром 20 июля 1936 года выкрашенная в алый цвет крылатая машина поднялась в небо с военного аэродрома Щелково. В дальний и рискованный полет отправились три авиатора: Георгий Байдуков, Валерий Чкалов и Александр Беляков.

Чкалов Валерий Павлович (на снимке в центре) Байдуков Георгий Филиппович, и Беляков Александр Васильевич во время посадки на острове Удд. Фото В.Темина /Фотохроника ТАСС/.

Слишком рискованным для той эпохи был задуманный полет — на одномоторном самолете без единой посадки от Москвы вдоль полярных берегов России до Камчатки и затем через Охотское море к берегам Амура.

АНТ — 25

Алая машина, перегруженная топливом и всем необходимым для столь дальнего перелета, набирала высоту.

Командир экипажа Валерий Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков готовились установить мировой рекорд по дальности беспосадочного полета в сложных климатических и географических условиях Крайнего Севера.

Опытные авиаторы Чкалов и Байдуков изначально собирались лететь через Северный Полюс в Америку. Годом ранее другой экипаж с участием Георгия Байдукова уже пытался через ледовую «крышу мира» пролететь от Москвы до Сан-Франциско. Но тогда, в августе 1935 года, новейший самолет АНТ-25 вынужден был прервать рекордный рейс из-за проблем с моторным маслом.

Руководители того полета сочли, что АНТ-25 ненадежен. Но Георгий Байдуков решил доказать, что при должном управлении эта крылатая машина способна на мировой рекорд. Он уговорил на новую попытку полярного перелета своего старого друга, Валерия Чкалов.

В то время все рекордные полеты обсуждались и утверждались непосредственно в Кремле. И вот в июне 1936 года Байдуков и Чкалов оказались в кабинете Сталина. Сталин вдруг предложил совсем иной маршрут — не через полюс в Америку, а вдоль северных границ России на Камчатку и затем к Приморью и Приамурью с финальной посадкой в Хабаровске.

Первые сутки полёта

Первые сутки полета ярко-красный АНТ-25 от Москвы все время шел не на Восток, а к полюсу — к архипелагу Земля Франца-Иосифа. Окно в облаках позволило рассмотреть очертания какого-то острова. В этом месте повернули на материк, взяв курс на Нордвик — ныне заброшенный порт на берегу полуострова Таймыр. Хатангский залив — это море Лаптевых, где температура воздуха ниже нуля держится минимум десять месяцев в году.

Лететь предстояло непрерывно несколько суток — пилоты сменяли друг друга за штурвалом.

Над берегами полуострова Таймыр экипажу стало не до шуток. Чтобы не лететь в сплошной облачности, красному самолету пришлось много часов держать высоту не менее 4 км. У летчиков начиналось выматывавшее силы кислородное голодание, но, посоветовавшись, экипаж решил пока не применять баллоны с запасом дыхательного газа. Шестичасовой запас кислорода решили беречь к концу полета, когда, возможно, потребуется выход на высоту шесть километров.

Полет только по приборам…

На третьи сутки непрерывного полета красный АНТ-25 сделал круг в небе над Петропавловском, столицей Камчатки. «Город был закрыт облаками.

От камчатских берегов полетели на юг через Охотское море. «Вечно покрытое туманом и облаками, оно представляло на нашем пути самый неблагополучный участок…» — признал позже командир экипажа АНТ-25.

АНТ-25

«Шли самые напряженные часы, последние часы перелета, — так вспоминал этот отрезок пути второй пилот Байдуков, — Обширный циклон, сопровождавшийся густой облачностью, дождями и туманами, встретил нас над Охотским морем. Снова полет только по приборам. Погода в районе Сахалина и Приморья крайне неблагоприятная — так же облака, дожди и туманы».

Из-за сильной облачности решили идти на высоте не более 50 метров над волнами Охотского моря, пробиваясь к северной части Сахалина и устью Амура. «От штормовых порывов ветра крылья и хвостовое оперение самолета опасно вздрагивали и беспомощно вибрировали. Дождь стал настолько сильным, что определить расстояние до воды становилось очень трудно.

На 55-м часу непрерывного полета, в районе Татарского пролива между материком и Сахалином, обстановка стала критической. Чкалов мгновенно принимает совершенно правильное решение: вверх! И тут же набирает высоту, разворачивая АНТ-25 на восток. Облака скрывают все, высота быстро увеличивается, а температура воздуха резко понижается…

Но на высоте встречает другая, столь же смертельная в тех условиях опасность — обледенение самолета.

​​​​​​​Такое мог сделать только Чкалов!

Экипаж покрытого льдом красного самолета принимает решение — пока не стемнело искать место для посадки где-то на побережье близ устья Амура.

Садились на остров Удд, позднее его переименуют в остров Чкалова.

Этот островок в заливе Счастья на северном побережье Хабаровского края вытянут в длину почти на 17 км, но шириной всего 200–300 метров. В последний момент при посадке прямо на песок и гальку авиаторы заметили опасный овраг и сумели проскочить его. На закате 22 июля 1936 года алый самолет коснулся земли — ровно через 56 часов и 20 минут непрерывного полета.

Самолет приземлился на остров Удд. Фото В.Темина /Фотохроника ТАСС/

Это был мировой рекорд — 9374 км беспосадочного перелета в самых сложных условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока. За следующие десять суток при помощи местных жителей и пограничников летчики починили сломанное шасси и построили 500 метров импровизированной взлетной полосы из гальки и бревен.

2 августа 1936 года Чкалов сумел поднять усталую машину в воздух. До Москвы добирались неделю с посадками в Хабаровске, Красноярске и Омске. В столицу СССР прилетели ранним вечером 10 августа. На летном поле в Щелкове экипаж встречал, жал руки и обнимал сам Сталин — беспрецедентный случай для летчиков.

Всем троим участникам перелета присвоили звания Героев, о них писали многочисленные статьи, им посвящали целые спецвыпуски печатных изданий, снимали документальные фильмы, посвящали стихи.

Вот, например, начало стихотворения, опубликованного в газете «Правда» 11 августа 1936 года, сразу после встречи летчиков в Москве:

На славу родине, на страх ее врагам
Вы победили льды, ветра, туман.
И миллионы рук сегодня рвутся к вам,
Гул с площадей Москвы летит за океан…

Любопытные факты

  • Перелет до острова Удд продолжался с 20 по 22 июля 1936 года.
  • Еще на острове Удд борт самолета АНТ-25 украсила сделанная от руки надпись «Сталинский маршрут».
  • Уже в следующем 1937 году именно эта машина с этой надписью и тем же опытным экипажем — Чкалов, Байдуков и Беляков — отправится через Северный Полюс в Америку, успешно осуществив первый в мире беспосадочный перелет из нашей страны в США.
  • Аэродром в Щелково был переименован в Чкаловский.
  • Завершившийся 85 лет назад дальневосточный полет под руководством Валерия Чкалова оказался полетом с аэродрома имени Чкалова на остров Чкалова

Чкалов — гордость нашей авиации

Устремленный в небо

О Чкалове написано немало книг. Представляем вашему вниманию виртуальную книжную выставку.

Наш рассказ о знаменитом дальневосточном перелете подошел к концу. Спасибо за внимание. Приглашаем в библиотеку за книгами об истории русской авиации.

Использованные материалы:

https://tass.ru/opinions/11940963