Здравствуйте, дорогие друзья! В январе исполняется 143 года со дня рождения писателя Павла Бажова, написавшего удивительные сказки – сказы, т.е. мифы, предания местных жителей Урала. Про него так сказал в далёкие 20-е годы 20 века известный пролетарский поэт Демьян Бедный: «Колдун уральский бородатый Бажов дарит нам новый сказ». Давайте узнаем биографию этого человека.
Павел Петрович Бажов был рожден в 1879 году на Урале, недалеко от города Екатеринбурга в семье Августы Стефановны и Петра Васильевича Бажевых (эта фамилия писалась тогда именно так). Фамилия писателя происходит от слова «бажить», что означает «предвещать», «ворожить». Даже уличное мальчишечье прозвище у Бажова было Колдунков. Позднее, когда он начал печататься, подписывался также этим псевдонимом. Отец Павла был рабочим, горнозаводским мастером. Мать будущего писателя была хорошей кружевницей. Это являлось для семьи подспорьем, особенно когда муж временно оставался без работы.
Павел в детстве часто переезжал семьей с места на место из-за командировок его отца. Их семья была во многих городах, в их число входили Сысерть и Полевской.
Мальчик поступил в школу в возрасте семи лет, он был лучшим учеником в своем классе, после школы он пошел в училище, а потом в семинарию. Павел поступил на должность учителя русского языка в 1899 году. Летом он путешествовал по Уральским горам.
Павел Бажов в течение 15 лет во время школьных каникул каждый год пешком путешествовал по родному краю, беседовал с рабочими, присматривался к окружающей жизни, записывал рассказы, разговоры, собирал фольклор, узнавал о труде камнерезов, гранильщиков, литейщиков, сталеваров, оружейников и других мастеров Урала. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов.
Павел Петрович участвовал в российской общественной жизни: был в составе большевистского подполья, будучи ярым сторонником установления Советской власти. Он также был участником Октябрьской революции. Павел Петрович отстаивал идею равенства между людьми. Во время Гражданской войны Павел работал журналистом и увлекался историей Урала. Павел Петрович даже попал в плен и заболел там. Несколько книг Бажова было посвящено революции и войне.
Первая книга была напечатана Бажовым в 1924 году. 1923-1929 годах он проживал в Свердловске, где работал в «Крестьянской газете». В это время писателем было создано более сорока сказов, посвященных заводскому уральскому фольклору. С 1930 года начинается работа в книжном издательстве Свердловска. С 1940 г. Бажов возглавлял Свердловскую писательскую организацию.
Главным произведением автора принято считать «Малахитовую шкатулку», которая вышла в 1939 году. Эта книга – сборник сказок для детей об уральской жизни, она стала известна по всему миру. Павел Петрович получил Государственную премию СССР и был награжден орденом. Бажов в дальнейшем пополнял новыми сказами эту книгу, его произведения легли в основу мультфильмов, опер, спектаклей. Шли годы и эти же сказы стали выходить в сборнике под названием «Медной горы хозяйка», сейчас общее количество их составляет 10.
Ещё Павел Петрович занимался редактированием альманахов и книг, в том числе посвященных уральскому краеведению. Кроме как писать книги, Бажов любил фотографировать. Особенно ему нравилось делать фотографии жителей Урала в национальных костюмах.
Свое семидесятилетие Бажов праздновал в филармонии в Екатеринбурге. Поздравить его пришло много родных и незнакомых людей. Павел Петрович был растроган и счастлив.
Что такое сказы Павла Бажова
Создание сказов писатель считал главным делом всей жизни. Сказ – это воспоминания, легенды, предания, сказки. Изначально фольклорными (народными) являются литературно обработанные Павлом Бажовым сказы. «Тайные сказы» он слышал еще мальчиком от Хмелинина. Этот человек стал прототипом деда Слышко — рассказчика из произведения «Малахитовая шкатулка». Бажов не просто записывал чужие рассказы, а создавал на их основе свои собственные, был их автором. В течение своей жизни талантливый писатель-фольклорист написал около 60-ти различных сказов.
Главная тема сказов Бажова — простой человек, его мастерство, талант и труд. Связь с тайными основами нашей жизни, с природой осуществляется с помощью могущественных представителей горного волшебного мира. Пожалуй, самым ярким среди персонажей подобного рода является Хозяйка Медной горы, которую повстречал Степан — герой «Малахитовой шкатулки». Она помогает Даниле — персонажу сказа под названием «Каменный цветок» — раскрыть талант. А после того, как он отказывается сделать самостоятельно Каменный цветок, разочаровывается в нем.
Кроме этого персонажа, интересен Великий Полоз – мифологический змей, который ответственен за золото. Его образ создавался писателем на основе древних суеверий хантов и манси, а также уральских легенд, примет рудознатцев и горщиков. Фигурируют также многочисленные дочери Полоза – Змеёвки или Медяницы. Одна из них – Золотой Волос – выведена в одноимённом сказе.
Бабка Синюшка, еще одна героиня сказов Бажова, – это персонаж, являющийся родственным знаменитой Бабе Яге. Связь между золотом и огнем представляет Огневушка – Поскакушка, которая танцует над месторождением золота. Земляная кошка – персонаж сказа «Кошачьи уши», как бы воплощение сернистого газа. По словам автора «образ Земляной кошки возник в горняцких сказах опять-таки в связи с природными явлениями. Сернистый огонёк появляется там, где выходит сернистый газ. Он… имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко».
Все эти мифологические персонажи символизируют природные силы, существующие на Урале.
Минералы в сказах П.П.Бажова
В своих сказах Бажов описал богатства Уральских гор. Разнообразие минералов, о которых идёт речь в сказах – огромно. Это агат, айкинит, алмаз, аквамарин и аметист, горный хрусталь, дурмашек (горный хрусталь очень низкого сорта), диоптаз, или медный изумруд, змеевик, графит, лабрадор, лазурит, малахит, мрамор, орлец (родонит), кварц, строганец (дымчатый кварц), слюда, гелиолит, топаз, турмалин, фенакит, циркон, яшма и даже асбест. И сказках, и в жизни люди, открывшие большие залежи ценных камней или целые большие куски минералов, опасались за свою жизнь. Алчные, чёрные душой люди могли и убить за богатство драгоценных камней. Но мы, добрые и цивилизованные люди, можем лишь восхищаться прекрасными дарами гор Урала.
Видеоролик «Прекрасные минералы»
Сказы Бажова, Уральские сказы Старых старателей горных рассказы, Что родились у костра вечерами, Глядя на звезды, глядя на пламя. Выйдет на солнышко ящерок стайка, Редкостный камень подарит Хозяйка, Вечер уложит, ночь приголубит, Утро разбудит, авось не погубит. Пляшет опять на углях Огневушка, Клад стережет бабка Синюшка, Кольцами Полоз в Землю уходит, Черная Кошка по лесу бродит. Медной хозяйки дивные залы, Маркова Камня гранитные скалы, Чудные сказы собраны в книжку Их рассказал нам дедушка Слышко.
Медной горы хозяйка — самый главный сказ Бажова
Цикл сказок, объединённых фигурой Данилы – мастера сказов, повествующих, как он и его семья оказались связаны с таинственной Хозяйкой Медной Горы. Хозяйка медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстаёт перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой – в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломлённый народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.
Названия всех сказок, входящих в этот цикл: «Медной горы хозяйка» (1936), или по-другому — «Хозяйка Медной горы», «Приказчиковы подошвы» (1936), «Сочневы камешки» (1937), «Малахитовая шкатулка» (1938), «Каменный цветок» (1938), «Горный мастер» (1939), «Две ящерки» (1939), «Хрупкая веточка» (1940), «Травяная западенка» (1940), «Таюткино зеркальце» (1941).
Я думаю, что все дети читали как минимум три сказки из этого цикла, самые известные.
«Малахитовая шкатулка»
Степан, возлюбленный Хозяйки, умер, а шкатулка с волшебными украшениями осталась. Многие хотели их заполучить, но вдова Настасья берегла память о муже. Украшения те были не простые, носить их никто не мог. Лишь Танюшке, младшенькой дочке Степана, украшения те к лицу были… Дальше вы, друзья, можете прочесть сами: https://skazki.rustih.ru/pavel-bazhov-malaxitovaya-shkatulka/
«Каменный цветок»
Прокопьич – знаменитый мастер каменных дел, искусно работавший с малахитом. Не любил он учеников брать, да и бежали от него все. Однажды направил приказчик от барина скромного юношу в ученики к Прокопьичу. Не отличаясь физическим здоровьем, парень был талантлив и умён. Со временем строгий Прокопьич стал относиться к Данилке, как к сыну.
Барин давал самые сложные заказы Данило-мастеру, а парень без устали стоял у станка, создавая настоящие произведения искусства. Принялся Данилка делать чашу неподражаемой сложности и красоты по заказу барина. Однажды на Змеиной горке мастер встретил Хозяйку Медной горы. Несмотря на её предостережения, юноша взглянул на каменный цветок. С тех пор потерял Данилка покой. Он безжалостно разбил своё лучшее творение и бесследно пропал. Вот текст сказки: https://skazki.rustih.ru/pavel-bazhov-kamennyj-cvetok/
«Хрупкая веточка»
Были у мастера Данилы – того, кто у хозяйки Медной горы работал – и его жены Кати восемь ребятишек и все парнишечки. Только одному из сыновей не посчастливилось – стал расти у него горбик. Но был он не злой парнишка, а напротив – весёленький Митя рос, да и на выдумки мастер.
Однажды мимо их дома проезжал барин. Когда он увидел крепостных детей в сапожках, то разозлился, что ему денег не хватает, а бедняки обувь носят. Приказал барин увеличить оброк Даниле. Пришлось работать мальчикам, хоть это и вредно. Митька же отправил отец учиться резьбе по камню. Мальчик учился у двух мастеров и стал выехать каменные ягоды лучше всех.
Митя вернулся после обучения домой, чтобы помешать платить оброк. Мальчики кашляли от пыли, отец стал стариком, а сестра, которая недавно родилась, тоже находилась в доме, где была повсюду пыль. Стал Митька вырезать ягоды, но камней подходящих в их местности не было. Читайте дальше: https://skazki.rustih.ru/pavel-bazhov-xrupkaya-vetochka/
Следующие две сказки входят в цикл «Старательские сказы»
«Огневушка — Поскакушка»
Сидели раз старатели в лесу круг костра. Вроде спать уж пора, но они слушали, как дедко Ефим случаи разные рассказывал. И тут на месте уже погасшего костра появилась девчоночка махонькая – рыженькая вся, а сарафанчик и платочек у неё голубенькие. Называли её люди, ищущие золото, Огневушка — Поскакушка. В принципе эта «девчоночка махонькая», танцующая в огне и над огнём – это дух, который вроде бы превращается в живую девочку и разговаривает с людьми. Появляется она над месторождением золота (связь между огнём и золотом) и является персонажем, в основе которого лежит образ Золотой Бабы, божества вогуличей (манси). Весь текст см.: https://skazki.rustih.ru/pavel-bazhov-ognevushka-poskakushka/
«Голубая змейка»
Голубая змейка – волшебная маленькая змейка, символ самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная… Наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла». Есть поверье на Урале про голубую змейку, которая одному человеку золото показывает, а двух-трёх так заморочит, что те и поубивать друг друга могут. Как-то легендарная змейка попалась на лугу двум закадычным друзьям Лейко и Ланко. Весь текст см.: https://skazki.rustih.ru/pavel-bazhov-golubaya-zmejka/
Эти сказы входят в цикл «Сказы о первых добытчиках»
«Серебряное копытце»
Серебряное копытце – волшебный «козёл», у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет – появится драгоценный камень.
Жил да был одинокий старичок. Взял как-то на воспитание девчушку-сиротку. Долгими зимними вечерами развлекал ее рассказами про оленя – серебряное копытце. Уговорила как-то девочка старика пойти в лес, на чудного зверя посмотреть. Читай дальше: https://skazki.rustih.ru/pavel-bazhov-serebryanoe-kopytce/
«Синюшкин колодец»
Бабка Синюшка – персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». «Сживи Синюшку с места, и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев». Перед «гораздыми да удалыми» бабка Синюшка «красной девкой оборачивается»: именно такой её видит Илья – герой сказа «Синюшкин колодец».
Бабушка Ильи, умирая, завещала внуку решето пера да наставление о загадочной бабке Синюшке, что может вознаградить богатством удалого человека. Илья, простота, пока провожал бабушку в последний путь, не уберёг наследство, утащили корыстные люди. Осталось у него всего три пера, собрал он их в шапку и решил проведать загадочную Синюшку… Читай дальше: https://skazki.rustih.ru/pavel-bazhov-sinyushkin-kolodec/
Цикл с простым названием «Сказы-легенды»
Это сказы: «Дорогое имячко» (о кладах Азов-горы), «Ермаковы лебеди» и «Золотой волос». Содержание последнего сказа слушайте кратко.
«Золотой волос»
Однажды удалой башкирский охотник Айлып увидел в степи лису. Решил он её добыть, да, к стыду своему, не смог. Ведь лисица та была не простая, а зачарованная. Но Айлып был не из тех, кто отступает, и погнался за лисой… А потом увидел в лесу юноша-охотник девушку невиданной красы с косой из чистого золота, назвал невестой и забрал с собой. Да только волшебный отец её Полоз, властелин всего золота, помешал их счастью. Осталась девушка по имени Золотой Волос с отцом, а Айлып тосковал по невесте. Через 3 года охотник нашёл девушку, но Полоз опять помешал. И только в третий раз влюблённым удалось убежать и скрыться под камнем на озере Иткуль, где чары Полоза не действовали. Остались Айлып с невестой под водой и жили на приволье. С тех пор в озере стали находить золотые волоски из косы красавицы Золотой Волос. Самостоятельно прочесть можно здесь: https://skazki.rustih.ru/pavel-bazhov-zolotoj-volos/
Итак, мы познакомились с самыми известными сказами Павла Бажова. Для закрепления, ребята, давайте вспомним их по первому слову. Это простое интерактивное задание. Нужно просто соединить два слова.
Общее количество сказов, написанных Бажовым – около шестидесяти. Даже в тяжёлые военные и послевоенные годы создавались талантливые произведения. Это: Две ящерки (1942), Жабреев ходок (1942), Железковы покрышки (1942), Иванко Крылатко (1943), Богатырева рукавица (1944), Алмазная спичка (1945), Золотые дайки (1945), Далевое глядельце (1946), Аметистовое дело (1947).
Память о Бажове
Город Полевской называют родиной бажовских сказов, сердцем «бажовского Урала». Павел Петрович жил в Полевском в 1892-1895 годах. Образы из сказов П. П. Бажова – Каменный цветок и Хозяйка Медной горы (в виде коронованной ящерицы) – изображены на гербе города. П. П. Бажов скончался в Москве 3 декабря 1950 года. Похороны состоялись в Свердловске на Ивановском кладбище 10 декабря 1950 г. Могила писателя находится на холме, на центральной аллее кладбища. В 1961 году на могиле установлен гранитный памятник. Авторы памятника – скульптор А. Ф. Степанова и архитектор М. Л. Минц. Писатель изображён сидящим на камне в спокойной, непринуждённой позе, руки лежат на коленях, в правой руке – курительная трубка. Высота памятника – 5 метров. У подножия его на каменной плите высечена надпись: «Бажов Павел Петрович. 1879-1950». Памятник окружён цветником.
Борис Дубровин Стихи о Павле Бажове В синем звенящем уральском морозе, Мудрую душу в морщинах храня, Взгляд отведя от застывшей берёзы, Павел Петрович глядит на меня. Близкий, как дедушка, мудрый, как сказка, Добрый, как песня, седой, как Урал… Кажется, будто напрасно две даты Кто-то на камне пред ним написал. …Тихо… и я здесь невольно застыла, Стрелки не вижу, и время забыла… Мысли тая о бессмертье Бажова, Вижу всегда его только живого.
В 1967 году в Екатеринбурге, в доме, в котором жил Павел Петрович Бажов, основан музей П. П. Бажова. В 2004 году ФГУП «Почта России» выпущен почтовый блок, посвящённый П. Бажову. Мы, люди 21-го века, должны помнить и чтить народного талантливого писателя с сурового Урала.
Литературную гостиную подготовила Лапицкая И.А., ведущий библиотекарь.