Здравствуйте, ребята! 2 февраля нынешнего года исполнилось 118 лет со дня рождения прославленного летчика – испытателя, Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова имя которого носит наша детская библиотека. Валерий Павлович Чкалов — легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, «человек неба». Он был довоенным Гагариным в Стране Советов. Его вклад в отечественную авиацию огромен — испытал более 70 типов самолётов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа, тактику боя, что очень пригодилось в Великой Отечественной войне.
Изо всех больших имен геройских, Что известны нам наперечет. Как-то, по-особому, по-свойски Это имя называл народ. Попросту-мы так его любили, И для всех он был таким своим Будто все мы в личной дружбе были. Пили, ели и летели с ним… И казалось так, что эта слава- Не года - уже века живет. Что она из повестей старинных Поднялась сквозь вековую тьму. Что она от витязей былинных По наследству перешла к нему. Пусть же по наследству и по праву В память о делах твоих, пилот, Чкаловское мужество и слава Чкаловским питомцам перейдет! Стихотворение Александра Твардовского «Чкалов».
1 страница: Начало биографии. Рождение мечты.
Все мы родом из детства. Это наши корни, наша основа в жизни. Наши предки передают нам лучшие свои качества характера, они делают нас сильными и стойкими перед жизненными трудностями. Фамилия Чкалов – от слова «чка», что значит плавучая, все сокрушающая на своем пути льдина. «Чка» – волжское словечко, старое, как сама Волга. Именно там, на берегу великой русской реки, недалеко от Нижнего Новгорода 2 февраля 1904 года в семье Павла Григорьевича Чкалова и его жены Арины Ивановны родился десятый ребенок, мальчик, нареченный Валерием.
Прадед Валерия Павловича был бурлаком, дед тоже много лет таскал баржу. От него мальчик унаследовал силу и храбрость. Мальчик рос крепким, подвижным, ловким. Он быстро научился плавать, нырять, часами проводил в воде.
Село Василёво, малая родина Чкалова, никогда не знало крепостного права. А свободная земля рождает свободных людей.
Отец мечтал дать Валерию образование, поэтому отправил его после школы в техническое училище в город Череповец. Но закончить Валерию его не удалось, так как училище вскоре закрылось. Валерий вернулся домой и стал работать с отцом в затоне. Пытливому подростку захотелось испытать себя в другом деле. Он работает кочегаром на землечерпалке, а затем на пароходе «Бали». Здесь он впервые увидел летящий самолет. И с тех пор его не покидала мечта подняться в воздух.
Поднимаясь все выше и выше, Устремляясь вперед и вперед, Потолки и небесные крыши Пробивает крылатый народ. Уже тогда он решил: «Он должен летать!»
В 1919 году в Василёво приехал сосед Чкаловых – В. А. Фролишев, который служил авиамехаником в авиационном парке, стоящим в Нижнем Новгороде. По просьбе Валерия, Фролишев устроил его учеником слесаря по сборке самолётов к себе в бригаду.
Страница 2: Авиационные школы
В 1921 году, после настойчивых просьб Чкалова, его направили на учёбу в авиашколу, расположенную в Егорьевске. Так как учебное заведение именовалось теоретическим, то среди её слушателей оно получило смешное название – «Тёрка».
Учёба давалась Чкалову легко, несмотря на обширность изучаемых в «Тёрке» дисциплин (алгебра, тригонометрия, физика, моторы, аэродинамика и другие).
Весной 1923 года после сдачи экзаменов Валерию, как и другим курсантам, присвоили звание красного командира (краскома), и весь выпуск был направлен в авиационную школу Борисоглебска для практических занятий.
Курсантов, первое время, учили так называемой «рулёжке», имитировавшей разбег самолёта на взлёте. После этого начались полёты под присмотром опытных инструкторов.
Осенью 1923 года практическая учёба закончилась. Валерия аттестовали как внимательного и уверенного в себе лётчика, способного подчинить своей воле боевую машину и рекомендовали для военной службы.
После этого он получил направление в Московскую школу высшего пилотажа. Здесь Чкалов увлёкся воздушной акробатикой, постепенно освоив ряд очень сложных и опасных в исполнении фигур (перевороты, мёртвую петлю, бочку и другие).
В 1924 году окончив школу с оценкой «очень хорошо» он был направлен в авиационную школу бомбометания, стрельбы и воздушного боя, расположенную в Серпухове. Здесь Валерий также неизменно добивался отличных результатов. По словам его инструкторов, он был «самородком», не знавшим в полёте колебаний и сомнений.
Страница 3: Военная служба и обвинение в воздушном лихачестве
В июне 1924 года военный летчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью им. П. Н. Нестерова. Служба в эскадрилье — важный, интересный, хотя и беспокойный период в жизни Чкалова. К тому времени он уже зарекомендовал себя как человек бесстрашный, настойчивый. Один за другим Чкалов совершает рискованные, дерзкие полеты. Эти полеты неуставные. Чкалов получает дисциплинарные взыскания, отстраняется от полетов.
Желание лётчика всё более совершенствовать своё мастерство, порой принимало очень опасные формы. Однажды он пролетел под опорами Троицкого моста в Ленинграде, а через некоторое время заложил вираж между двумя деревьями, расстояние между которыми было намного меньше, чем размах крыльев его самолёта. Однако эти полеты молодого Чкалова не были безрассудными и бесцельными. Он искал новых путей в совершенствовании техники пилотирования. Он стремился взять от самолета все, что тот мог дать.
В 1927 году Валерия Павловича утвердили, в качестве исполнителя пилотажных фигур высшей сложности на праздновании 10-й годовщины Октябрьской революции. Руководители страны, наблюдавшие за полётом Чкалова, были поражены его мастерством.
В начале 1928 года лётчик получил повышение по службе. Его назначили командиром звена истребителей эскадрильи, базирующейся в Брянске. В один из дней выполняя тренировку со звеном, он решил максимально снизиться для отработки приема «бреющий полёт». Пролетая между столбами телеграфной линии, истребители задели провисшие провода и потерпели аварию. Осенью 1928 года за лихачество и нарушение дисциплины трибунал Белорусского военного округа приговорил Чкалова к лишению свободы на один год и увольнению из армии. Через месяц срок изменили на условный. В начале 1929 года Валерий вернулся в Ленинград к семье. Он поступает на работу в Ленинградский Осоавиахим.
Страница 4: Лётно-испытательная работа.
В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в РККА и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА. Чкалову принадлежит авторство таких фигур, как восходящий штопор, замедленная бочка, выход из пике с набором высоты в перевёрнутом полёте. Он творчески разрабатывал применение различных форм сочетания огня и манёвра. Валерий Павлович первый из лётчиков вёл меткую стрельбу по воздушным целям при любом положении самолёта и, в частности, в перевёрнутом полёте. Ему принадлежит идея тарана врага винтом самолёта. Много сделано им в разработке тактики вертикального боя.
За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей. В 1932 году он был участником первого в Советском Союзе авиапарада. Бомбардировщик ТБ -3, первым появившийся над Красной площадью, управлялся экипажем под командованием Чкалова.
В 1933 году лётчика-испытателя, по неизвестным причинам, вновь отправили в запас и перевели на работу в Московский авиационный завод. Здесь он испытывал серию самолётов, созданных в ОКБ Поликарпова. В 1935 году Чкалова и конструктора Поликарпова наградили орденами Ленина, за выдающийся вклад в создании новой авиатехники.
1 мая 1935 года в воздушном параде над Москвой приняло участие 8 самолетов, демонстрируя мощь молодой советской страны. В конце парада Чкалов провел над Красной Площадью пятерку скоростных истребителей. Крылом к крылу, клином. Они сверкнули над Спасской башней и ушли в высоту. Чкалов демонстрировал на своем истребителе фигуры высшего пилотажа. Сталин был доволен. А имя Чкалова узнала вся страна.
Страница 5: Рекорды и всемирная известность.
Государство в то время ставило задачу-максимум — летать выше всех, быстрее всех, дальше всех. Дальше всех залетел Чкалов. Сначала был беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Он стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. После 56-ти часового полёта Валерий Павлович из-за большого обледенения самолёта, вынужден был посадить машину на острове Удд в Охотском море, виртуозно выполнив её на поле среди оврагов и камней.
За этот перелёт всему экипажу присвоили звание Героев Советского Союза. С острова лётчики взлетали по деревянному настилу, построенному специально для АНТ 25.
Ребята, предлагаю собрать пазл «АНТ-25», самолёт на котором был проведен беспересадочный перелет над арктическими льдами в Северную Америку.
Имя Чкалова и членов экипажа стало широко известно в Советском Союзе. Они продолжали добиваться разрешения на полёт в США. Наконец весной 1937 года его одобрили. 18 июня АНТ 25, управляемый Валерием Павловичем, взлетел с Московского аэродрома и взял курс на Америку через Северный полюс. Преодолев за 63 часа полёта около 12 000 километров, иногда находясь на волоске от смерти из-за обледенения самолета, экипаж 20 июня посадил машину на американском военном аэродроме в Ванкувере.
Рекордный перелёт советских лётчиков через Северный полюс, вызвал восхищение у жителей Америки и во всём мире. Американцы встретили советский экипаж как настоящих героев: президент Рузвельт принял участников перелета в Овальном кабинете Белого дома, отведя на общение два часа вместо запланированных 15 минут. Есть мнение, что именно этот полет способствовал налаживанию дружеских отношений между двумя странами, стал предпосылкой плодотворного сотрудничества СССР и США во время войны. Кстати, Ванкувер по сию пору чтит память о событиях июня 1937 года: в городе открыт монумент, сооруженный на частные средства местных жителей, а имя Чкалова носят улица, парк и музей, где бережно хранятся сувениры, подаренные в разные годы гостями из России.
Страница 6: Гибель Чкалова
Новый истребитель конструктора Поликарпова И-180 готовили к первому испытательному полёту в сжатые сроки, не успевая устранить некоторые конструктивные недостатки самолёта и его двигателя. Валерий Чкалов, назначенный испытателем самолёта, прекрасно понимал то, как необходима эта машина в армии, что заставляло авиатора не обращать внимания на ряд технических проблем, и идти на большой риск.
15 декабря 1938 года, подняв самолёт в воздух, Чкалов сделал два круга над аэродромом и пошёл на посадку, но двигатель неожиданно перестал работать. Валерий Павлович до самого последнего момента пытался спасти истребитель. Перед самой землёй крыло машины ударилось в столб линии электропередачи, проходящей рядом с дровяными складами. Лётчика вырвало вместе с сиденьем из кабины. При падении он ударился головой о торец пучка сложенной на земле металлической арматуры. Герой скончался через 2 часа в больнице имени Боткина, куда его доставили местные жители.
Но в наших сердцах он все еще жив. Валерий Павлович показал, как нужно бесстрашно вступать в бой с природой, презирая опасности, летать в неведомое.
Вот таким был Валерий Павлович Чкалов. Он прожил всего 34 года, но за этот короткий жизненный путь он совершал героические поступки, благодаря которым он заслужил всемирную славу.