Детство, опаленное войной

«Война в жестокой своей слепоте соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу».  (А. Алексин)

9 мая 2022 года мы будем отмечать 77-летие со дня великой Победы нашего народа в великой Отечественной войне.

22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Война длилась почти четыре года. Все люди встали на защиту своей Родины: на фронте, в тылу, в партизанских отрядах и в подполье боролись с захватчиками. Каждый, кто чем мог, старался приблизить Победу.

Сегодня мы с вами поговорим о тех, чьё детство и юность пришлась на эти суровые годы. Война лишила их привычного детства и юности. Не окончив школу, оставив в стороне любимые детские забавы и игры, они рано повзрослели. Дети и подростки брали в руки оружие, становились отважными разведчиками и снайперами, лётчиками, радистами, пулемётчиками, вставали к станкам, заменяя отцов.

Те, кому уже исполнилось семнадцать, прибавляли себе год и шли в военкоматы. Чтобы попасть на фронт, нужно было получить повестку в военкомате. О девочках вообще не шла речь, они могли попасть на фронт только добровольцами.

Те, кому до семнадцати было далеко, тайком собирали рюкзаки и убегали на фронт. Кто-то добирался до передовой, кого-то успевали перехватить по дороге, а другие вели свою войну на оккупированной (занятой фашистами) территории.

Так мальчишкам и девчонкам, не достигшим ещё 17 лет, всё же удавалось в силу разных обстоятельств, иногда трагических (многие из них потеряли родителей ­­- были сиротами), а иногда и при помощи хитростей (прибавив себе несколько лет) попасть на фронт.

Так  из сожжённой фашистами деревни пробирается к своим десятилетний мальчик из стихотворения Сергея Михалкова «Десятилетний человек»:

 Крест-накрест белые полоски
 На окнах съёжившихся хат.
 Родные тонкие березки
 Тревожно смотрят на закат.
 И пес на теплом пепелище,
 До глаз испачканный в золе.
 Он целый день кого-то ищет
 И не находит на селе.
 Накинув драный зипунишко,
 По огородам, без дорог,
 Спешит, торопится парнишка
 По солнцу, прямо на восток.
 Никто в далекую дорогу
 Его теплее не одел,
 Никто не обнял у порога
 И вслед ему не поглядел,
 В нетопленой, разбитой бане,
 Ночь скоротавши, как зверек,
 Как долго он своим дыханьем
 Озябших рук согреть не мог!
 Но по щеке его ни разу
 Не проложила путь слеза,
 Должно быть, слишком много сразу
 Увидели его глаза.
 Все видевший, на все готовый,
 По грудь проваливаясь в снег,
 Бежал к своим русоголовый
 Десятилетний человек.
 Он знал, что где-то недалече,
 Быть может, вон за той горой,
 Его, как друга, в темный вечер
 Окликнет русский часовой.
 И он, прижавшийся к шинели,
 Родные слыша голоса,
 Расскажет все, на что глядели
 Его недетские глаза. 

Так появились «сыновья полков». Часто они помогали разведчикам: где не могли пройти взрослые, проходили мальчишки, не вызывая подозрений у оккупантов. Вольт Суслов написал о них стихотворение, а когда на эти стихи написал музыку Яков Дубравин, оно стало песней. Вот послушайте.

Много ли их было? По данным архива Минобороны, около 3500 человек. Это, конечно, не полные данные. К ним нужно ещё добавить тех, кто вместе с взрослыми был в партизанских отрядах, — с ними будет более 7000 человек.

Самая известная книга, рассказывающая о мальчишке, ставшем сыном полка, так и называется – «Сын полка». 

Написал её Валентин Петрович Катаев в 1945 году – в год окончания войны. Её герой – мальчик сирота (война отняла у него родных и близких) Ваня Солнцев. Мальчика нашли разведчики на территории врага, взяли в полк, так он стал «сыном полка». Писатель Катаев во время войны часто бывал на фронте, он видел там мальчиков, подобных Ване, и решил написать о них книгу.

Ещё одна книга о сыне полка – «Повесть о фронтовом детстве». Её автор Феликс Михайлович Семяновский, рассказал в ней о своём детстве. И хотя героя он назвал другим именем – в книге его зовут Федей, рассказ ведётся от первого лица.  В годы войны мальчик потерял родителей – их убили фашисты. Фёдор, как и Ваня Солнцев, попал к разведчикам, стал «сыном полка». После окончания войны Феликс Семяновский служил в Таманской дивизии, был журналистом, корреспондентом газеты «Красная звезда». И, вспоминая своё военное детство, написал книгу.

Андрей Дмитриевич Жариков, сам бывший фронтовик, а после войны писатель, написал книгу «Юнбат Иванов» о ленинградце Вите Иванове – реальном человеке.

Многое пришлось пережить мальчику в блокадном Ленинграде: холод, голод, бомбёжки… ему вместе со взрослыми приходилось не раз дежурить на крыше. Когда на крышу дома падала зажигательная бомба, её надо было быстро схватить специальными клещами и затушить в ящике с песком. И мальчик делал это не раз. Но голод давал о себе знать, мальчик слабел. Когда-то он любил играть на баяне, и получалось это у него очень хорошо. Теперь и на это не осталось сил. Но тут случилось радостное событие: приехал с фронта отец. Его и артиллерийского мастера Никитенко командировали на Ленинградский военный завод – нужно было отремонтировать пушечный прицел. Видя, как слаб и исхудал мальчик, они решились взять его с собой на фронт. Мальчика подлечили в полковом лазарете и подкормили солдатским пайком. Так стал Витя «юнбатом» — юным батарейцем (батарея – так называется военное подразделение артиллеристов). Пригодилось на фронте и его умение играть на баяне – солдаты с удовольствием его слушали, пели и танцевали под баян в свободные минуты. Приходилось Вите и из пушки стрелять, и помогать связисту восстанавливать прерванную связь – связывать провода. Был он ранен. Вот как это было:

«…А вот и свежая воронка, лежат концы перебитого провода. Дёмин зачищает один конец, Витя второй. У Вити нет плоскогубцев, и он срывает смолистую оплётку зубами. Во рту от этого горько.

Но вот концы провода оголены, и Дёмин быстро их связывает. Связь восстановлена, можно идти в штаб. Но вдруг фонтаном взметнулась земля, и раздался взрыв. Витя почувствовал сильный острый толчок в плечо и ногу… Ранен. На мгновение он потерял сознание, а когда очнулся, то увидел недалеко от воронки связиста. Дёмин неподвижно лежал возле порванного кабеля. Витя подполз к нему. Старый солдат только и успел сказать:

— Витя, помоги, опять порвалась…

Мальчик нашёл концы порванного провода, но связать их у него не было сил. Он стиснул соединённые концы зубами. Связь ожила, а Витя потерял сознание.

Его нашли только к вечеру. Он лежал в раскисшей от дождя воронке без сознания, но концы телефонного провода держал зубами.

Пришёл в сознание Витя лишь в полковом медицинском пункте».

Раненного юного батарейца отвезли в госпиталь. После лечения в  госпитале Витя Иванов служил связистом в Ленинграде и одновременно учился в школе в четвертом классе. Витю наградили медалью «За оборону Ленинграда». После войны он учился в Нахимовском училище, затем в Военно-морском училище, стал морским офицером.  

Вам знакомы имена: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Лара Михеенко?

Да это имена пионеров-героев, которые совершили подвиги в годы Великой Отечественной войны. Они были бойцами партизанских отрядов, многих из них наградили орденами и медалями, присвоили звание «Героя Советского Союза».

Ждём вас в детской библиотеке имени В.П. Чкалова, где вас ждут интересные книги о военном детстве и рассказы и стихи о Великой Отечественной войне.

Четыре долгих года гремела эта страшная война. Наступил май 1945 года.  9 мая 1945 года. Долгожданный победный салют. Люди не могли сдержать слёз от радости. И теперь каждый год наша страна празднует 9 мая – День Победы.

С праздником Великой ПОБЕДЫ!!!