Литературно-познавательный час «Тувинцы и их сказки»

Добрый день, дорогие друзья! Нынешний 2022 год — год народного искусства и нематериального культурного наследия в России. Это значит, что мы, россияне, должны больше обращать внимание и рекламировать народные промыслы России (художественную роспись и резьбу, изделия из металла и игрушки). Рассказывать о русском зодчестве, удивительных кружевах и расписных платках. Много различных чудесных материальных вещей было ранее и существует поныне в мире Российской Федерации. Я хотела бы сегодня рассказать вам о так называемом нематериальном культурном наследии РФ – о сказках тюркоязычных народов Тывы.

Мы очень гордимся своей страной, её многогранной культурой и древними традициями. Из поколения в поколение передаётся устное творчество народов России: сказки, былины, предания, песни. Россия — необъятная и чрезвычайно разнообразная страна, но в ее составе можно найти совершенно необыкновенные регионы. Одним из самых экзотических мест России с уверенностью можно назвать Республику Тыва. Прежде чем прочесть сказку «Оскюс-оол и золотая царевна»… Давайте кратко познакомимся с историей возникновения и расселения народов, которые сейчас живут в республике Тыва́ в Сибирском федеральном округе Российской Федерации. Столица — город Кызыл. На западе Республика Тыва граничит с Республикой Алтай и Республикой Хакасией, на севере с Красноярским краем, на северо-востоке — с Иркутской областью и Республикой Бурятия России, на юге — с Монголией.

14 августа исполняется 101 год со дня возникновения Республики Тыва.

История народа кратко

Впервые знатные люди на территории Тувы (Тывы – другой вариант) попросили русского царя взять их народ под покровительство Российского государства в 1912 году. Но царь боялся международных осложнений и разрешил присоединиться только через 2 года. После русской революции 1917 года эта территория отделилась. А14 августа 1921 г. была провозглашена Народная Республика Танну-Тува. С 1926 года она стала называться Тувинской Народной Республикой.

Вошла в состав РСФСР 14 октября 1944 года как Тувинская автономная область (с 1961 года — Тувинская Автономная Советская Социалистическая Республика), преобразована в республику 24 мая 1991 года. Общая численность тувинцев в современное время составляет около 300 тыс. чел.

Туви́нцы (самоназвание — тыва, тыва кижи; устар. названия: урянхайцы, сойоны, танну-тувинцы — тюркский народ, коренное население Тывы (Тувы).

Люди говорят на тувинском языке, входящем в саянскую группу тюркских языков. Верующие — буддисты, сохраняются также традиционные верования в Тенгри (шаманизм).

Древнейшие предки тувинцев — тюркоязычные племена Центральной Азии, проникшие на территорию современной Тувы не позднее середины 1-го тысячелетия н. э. и смешавшиеся здесь с кетоязычными, самодийскоязычными и индоевропейскими племенами. По антропологическому типу тувинцы относятся к монголоидному центральноазиатскому типу североазиатской расы. Восточные тувинцы — тоджинцы — представляют особый тип с примесью центральноазиатского компонента. Антропологическом тип местных жителей имеет монголоидные черты. Ведь в III веке до н. э. состоялось вторжение хуннов, которые постепенно смешавшись с местным населением, повлияли не только на язык, но и внешний облик последних. Тувинский язык в качестве самостоятельного сформировался к началу Х в. Главное влияние на этногенез тувинцев оказали тюркские племена, расселившиеся в тувинских степях. В середине VIII века тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз, Уйгурский каганат, сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву. Часть уйгурских племён, постепенно смешавшись с местными племенами, оказала решающее влияние на формирование их языка. Потомки уйгуров-завоевателей жили в западной Туве вплоть до XX века (возможно, к ним относятся некоторые родовые группы, ныне населяющие юго-восточную и северо-западную Туву). Енисейские кыргызы, населявшие Минусинскую котловину, в IX веке подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов полностью ассимилировались в среде местного населения. В XIII—XIV веках в Туву переселилось несколько монгольских племён, постепенно ассимилированных местным населением. Под воздействием монгольских племён сложился характерный для современных тувинцев центрально-азиатский монголоидный расовый тип.

Национальная одежда сейчас очень востребована в Тыве — носят на праздниках, на различных традиционных соревнованиях (хуреш, стрельба из лука, конные скачки, и т. д.), на конкурсах красоты и мужества, при получении дипломов, на свадьбах и в обычные дни.

Природа Тувы

Между тайгой Юга Сибири и степями государства Монголия в Восточной Азии протянулась территории Тывы. На огромных степных зонах возвышаются горы, которые сменяются глубокими котловинами. Большие участки земель Республики заняты горами разной величины – от 500 до 4000 метров (82%), оставшиеся – равнинами (18%). Вершины отрогов в Саянских горах на севере Тывы достигают 2000 и 3000 метров. Вот самые высокие горы:

  • «Ак-Оюк» (Белая ложбина) – высота 3608 метров.
  • «Кызыл-Тайга» (Красная гора) – высота 3121 метров.
  • «Менгун-Тайга» (Серебряная гора) – высота 3976 метров.
  • «Мунгаш-Куль» – высота 3826 метров.
  • «Монгулек» – высота 3485 метров.

В начале истока главной реки Большой Енисей высоко в горах располагается плоскогорье Дерби-Тайга. На территории этого базальтового плато находятся потухшие вулканы, целых 16. Землетрясений здесь практически не бывает. Богата Республика Тыва солёными, грязевыми и пресными озёрами с общей площадью более 1000 квадратных километров. Их количество достигает 6800 единиц. Почвы степей в основном полупустынные, а в кот­ло­ви­нах центральной час­ти Тувы простираются сте­пи на чер­но­зё­мах и тём­но-каш­та­но­вых поч­вах. Степ­ные или ле­со­степ­ные ком­плек­сы сме­ня­ют­ся на высоте 1300–1500 м гор­ны­ми кед­ро­во-ли­ст­вен­нич­ны­ми ле­са­ми, мес­та­ми с при­ме­сью ели, берё­зы, оси­ны. В Туве оби­та­ет 72 ви­да мле­ко­пи­таю­щих, 232 ви­да птиц. В гор­ной тай­ге обыч­ны со­боль, гор­но­стай, бел­ка, ро­со­ма­ха, рысь, бу­рун­дук, мед­ведь, волк, ли­си­ца; из ко­пыт­ных – лось, олень, ка­бар­га, ма­рал.  В Красную кни­гу вне­се­ны 50 ви­дов жи­вот­ных, 40 ви­дов птиц, 90 ви­дов рас­те­ний. Ох­ра­няе­мые при­род­ные тер­ри­то­рии за­ни­ма­ют 8,7% пло­ща­ди. Зима су­ро­вая, длин­ная (с но­яб­ря по ап­рель), с боль­шим ко­ли­че­ст­вом сол­неч­ных дней. Средняя температура ян­ва­ря от –28 до –34,9 °C (в кот­ло­ви­нах). А летом в среднем бывает +16 — +18 °C.

В общем, своеобразная, довольно суровая природа в республике Тува. Коренные жители, которые жили много веков назад, создали свои устные сказания, как и многие другие народы. На основе тех социальных реалий, которые сложились лет пятьсот назад, придумывались мифы и сказки. Общество долгие века делилось на богачей, которым всё можно и простых тружеников, права которых весьма ограничены. Много бедных людей тувинцев существовало в тех горно-степных краях. Давайте познакомимся с одной из сказок народа Тувы — «Оскюс-оол и Золотая царевна»

ОСКЮС-ООЛ И ЗОЛОТАЯ ЦАРЕВНА
 Давным-давно был на свете удалой молодец по имени Оскюс-оол. Жил он со своим старым-престарым отцом в ветхом чуме, и было у них всего-навсего семь коз.
 Оскюс-оол пас коз и ухаживал за своим старым отцом – готовил еду, кипятил ему чай с шенне (шенне – марьин корень, стебель и листья которого употреблялись вместо заварки).
 Однажды старику стало совсем плохо. Загоревал Оскюс-оол:
 – Не было меня – ты породил меня. Родился я – ты взрастил меня. Что случилось с тобой, чем помочь тебе?
 Погладил старик сына по голове и сказал тихим голосом:
 – Ничем нельзя помочь мне, сын мой. Я пришел на край жизни. Хорошо бы напоследок отведать наваристый суп, полежать на мягкой шкуре. Да жаль, скота у нас мало – козы тебе самому нужны будут.
 – Зачем мне скот, отец, если тебя не будет? – сказал Оскюс-оол и заколол козу. Шкуру отцу постелил, а из мяса суп сварил.
 Каждый день он готовил наваристый суп, кипятил чай с шенне, а отец плел из козьей шерсти пестрый таар (таар – мешок).
 Когда была съедена последняя коза, старик кончил плести таар и позвал сына.
 – Настал, сынок, мой последний день. Нечего мне тебе оставить, кроме вот этого пестрого таара. Сердце у тебя доброе – не пропадешь. Похорони меня у склона Арзайты-горы, где лежит белый камень, а сам иди к Золотому озеру и живи там. Только смотри, нигде не останавливайся.
 К утру старик умер.
 Заплакал-загоревал Оскюс-оол и пошел выполнять наказ отца. Нашел у склона Арзайты-горы белый камень, похоронил там отца и отправился прямо на север.
 Много дней и ночей шел Оскюс-оол по глухой тайге, а Золотого озера все не было видно. На одном из перевалов встретил белобородого старика на белом коне с белым вьюком.
 – Как твое имя-прозвище? Откуда идешь, куда путь держишь, парень? – спросил старик.
 – Зовут меня Оскюс-оол. Иду с южной стороны к Золотому озеру. Далеко ли мне идти еще, дедушка?
 – Никогда не добраться тебе, парень, до Золотого озера! – сказал насмешливо белый всадник и ускакал прочь.
 "Борода белая, конь и вьюк белые, а душа у старика, видно, черная", – подумал Оскюс-оол и пошел дальше.
 На перевале другой горы встретил он чернобородого старика на черном коне с черным вьюком.
 – Как твое имя-прозвище? Откуда идешь, куда путь держишь, парень? – спросил старик.
 – Зовут меня Оскюс-оол. Иду с южной стороны к Золотому озеру. Далеко ли мне идти еще, дедушка?
 – Спустишься с горы и увидишь на реке Чинге-Кара-Хем аал Бай-хана. От него до Золотого озера три дневных перехода. Доброго пути тебе, сынок! – ласково сказал старик и отправился дальше.
 "Борода черная, конь и вьюк черные, а душа у старика, видно, светлая", – подумал Оскюс-оол и пошел дальше.
 У реки Чинге-Кара-Хем увидел он большой аал и вокруг такое множество скота, словно караганника (караганник- степной кустарник) в степи.
 "Видно, очень богат этот Бай-хан", – подумал парень и зашел в черную юрту.
 – Откуда идешь, куда путь держишь, сынок? – спросил его старик – хозяин юрты.
 – Иду с юга к Золотому озеру.
 – Оставайся у нас, отдохни, – сказал старик. – Завтра будет большое состязание. У хана есть дочь, и к ней съехалось много богатых женихов. Кто быстрее всех принесет воды из-за Кара-Даг горы, тому хан свою дочь отдаст.
 Решил Оскюс-оол испробовать свои силы, попросил утром у старика ведро и пошел к ханской юрте. Здесь уже собрались тридцать женихов с ведрами, все здоровые, сильные, друг на друга зло поглядывают, начала ждут.
 Увидели они, что оборванный парнишка хочет состязаться с ними и стали надсмехаться над Оскюс-оолом.
 Взмахнул хан шелковым платком, и все побежали к черной горе. Не успели женихи за гору перевалить, а Оскюс-оол, с малых лет привыкший бегать по горам за козами, уже обратно спешит.
 Отдал Оскюс-оол хану ведро с водой и говорит:
 – Мне пора в путь. Не нужна мне ваша дочь, не могу я здесь оставаться – отец велел идти к Золотому озеру.
 И Оскюс-оол отправился дальше.
 Два раза всходило и заходило солнце, а Оскюс-оол все шел на север. А когда взошло солнце в третий раз, увидел он Золотое озеро. По всему берегу кучками лежала сушеная рыба.
 "Прав был отец, здесь я всегда буду сытым", – подумал парень и остался тут жить.
 Как-то раз, бродя по берегу, Оскюс-оол увидел, как два рыбака поймали золотую рыбку и хотели ее в котел бросить. Жалко стало Оскюс-оолу рыбку, и он попросил:
 – Отдайте ее мне.
 – А ты что нам дашь взамен? – спросили рыбаки.
 – У меня ничего нет, кроме пестрого таара – подарка отца. Хотите – берите, только рыбку не губите.
 Видят рыбаки – хороший таар у Оскюс-оола, и согласились.
 Вырыл он около берега ямку, наполнил озерной водой и пустил туда золотую рыбку. Ярче солнечных лучей засияла, заискрилась в воде золотая рыбка. Целый день любовался ею Оскюс-оол, даже во сне она, лучезарная, снилась.
 Наутро он увидел, что в ямке около золотой рыбки появилось множество всякой рыбы. Обрадовался Оскюс-оол, часть рыбы он съел, часть засушил. Каждое утро ямка с золотой рыбкой вновь наполнялась рыбой.
 Как-то утром пришел Оскюс-оол за рыбой, глядь, а там пусто.
 Загоревал Оскюс-оол. Идет вдоль берега с поникшей головой и все думает о золотой рыбке. Вдруг видит – взбурлилось озеро, и на берег выскочил краснолицый старик в собольей шапке на огненно-красном коне. Подскакал он к Оскюс-оолу и говорит приветливо:
 – Хозяин Золотого озера Далай-хан1 зовет тебя к себе, Оскюс-оол (Далай-хан – морской царь. В тувинских сказках противопоставляется отрицательным образам земных ханов).
 "Зачем я ему понадобился?" – удивился Оскюс-оол, но ослушаться не посмел. Сел позади всадника. Зазвенело-засвистело у него в ушах, и в один миг оказался он на дне озера.
 – Не хочу я тебе плохого, Оскюс-оол, – сказал ему краснолицый старик. – Смело иди во дворец Далай-хана. Ты спас жизнь его дочери, когда она играла в Золотом озере. Не бери у хана ни скота, ни добра. У ног хана увидишь маленькую рыжую собачку. Вот ее и проси.
 Пошел Оскюс-оол по дороге, усыпанной золотым песком, и вскоре увидел юрту из белой парчи, да такую большую, что на девяти конях вокруг не обскачешь. Около юрты паслось такое множество скота, словно караганника в степи.
 Навстречу Оскюс-оолу выбежали ханские слуги и с почетом повели его в юрту. Там его уже ждал Далай-хан – старик с длинной зеленой бородой, в халате из зеленого тонкого шелка.
 Усадил он Оскюс-оола на белый девятирядный олбук и стал угощать крепким чаем, сладостями и лепешками. А потом приказал слугам:
 – Выделите Оскюс-оолу добро из моего добра, скот из моего скота!
 – Не надо мне добра из вашего добра – негде мне хранить его. Не надо мне скота из вашего скота – негде мне пасти его. Подарите мне лучше ту собачку, что у ваших ног лежит, – сказал Оскюс-оол.
 Взглянул Далай-хан на собачку – заплакал, посмотрел на Оскюс-оола – засмеялся. Потом привязал к собачке волосяную веревку, обнял Оскюс-оола, дал ему поводок в руки и велел краснолицему старику отвезти гостя на берег Золотого озера.
 "Зачем я взял собачку? Какая от нее польза? Зря послушался краснолицего старика", – подумал Оскюс-оол и отпустил собачку.
 А собачка тотчас побежала в лес и скоро вернулась обратно с зайцем в зубах.
 "Умная собачка", – подумал Оскюс-оол, наевшись вдоволь жареной зайчатины. Так каждый день собачка приносила ему то зайцев, то водяную дичь, и он был сыт и доволен.
 Однажды утром проснулся Оскюс-оол, смотрит – нет собачки. Встревоженный Оскюс-оол пошел ее разыскивать. Следы вели к Золотому озеру.
 "Ушла, наверное, домой, к хану", – подумал он и запечалился. Идет он вдоль берега и вдруг опять видит собачьи следы, но теперь они идут уже от озера.
 Следы привели его к большой юрте. Робко вошел Оскюс-оол в юрту и замер от удивления.
 Видит: сидит на дорогом ковре Золотая царевна, излучая сияние луны и солнца. Черные косы у ней так толсты, что руками не обхватишь, так длинны, что размахом рук не измеришь. Спускались они с плеч до самой земли, где лежала шкура рыжей собачки. Нежно и звонко рассмеялась Золотая царевна при виде растерянного Оскюс-оола:
 – Не удивляйся, Оскюс-оол. Я – единственная дочь Далай-хана. Ты спас мою жизнь, – ты и будь хозяином моей юрты. Ешь, а я пойду за водой.
 Взяла царевна серебряные ведра и пошла к озеру.
 Налил Оскюс-оол себе чаю из серебряного чайника, положил лепешки на золотую тарелку. Ест-пьет, а сам все думает: как бы так сделать, чтобы не обращалась больше Золотая царевна в рыжую собачку, чтобы он всегда мог ее красотой любоваться. Решил Оскюс-оол сжечь шкуру и бросил ее в огонь.
 Вернулась Золотая царевна с водой, догадалась обо всем и запечалилась:
 – Напрасно ты сжег шкуру рыжей собачки, Оскюс-оол. В ней я скрывалась от недобрых глаз. А теперь нас могут разлучить злые люди.
 – Не боюсь я, Золотая царевна, злых людей, когда ты со мной, – ответил ей на это Оскюс-оол. И стали они счастливо жить-поживать. Но пришло время и вспомнил Оскюс-оол про укор Золотой царевны.
 Однажды охотился Караты-хан со своими слугами в черной тайге. Охота была неудачной.
 – День прошел, ни одному зверю душу не выпустил, – сердился Караты-хан. – Убил только одну кедровку. Наверно, Оскюс-оол спугнул всех зверей.
 Позвал Караты-хан двух слуг и приказал:
 – Эй, парни! Идите к Оскюс-оолу и зажарьте на его очаге кедровку, да посмотрите, как он живет. Потом расскажете.
 Оскюс-оол в это время ловил рыбу в Золотом озере. Пришли слуги Караты-хана к нему в юрту, увидели Золотую царевну и пали перед ней на землю – слова вымолвить не могут. Рассердилась на них Золотая царевна:
 – Что вы за люди? Зачем пришли? Почему молчите?
 – Мы люди Караты-хана. Послал он нас в вашу юрту зажарить кедровку, – отвечают слуги.
 – Ну, что ж, делайте тогда свое дело, – сказала царевна и помешала угли в очаге.
 Положили слуги кедровку в огонь, да и забыли про нее – глаз с Золотой царевны не сводят. Сгорела кедровка, а слуги до захода солнца все любовались царевной. Смотрят – наглядеться не могут.
 – Пасмурное небо проясняется, пришедший гость домой возвращается, – сказала царевна.
 – Глядя на вас, мы забыли о приказании хана, – отвечали слуги. – Убьет нас за это хан.
 И стали слуги просить Золотую царевну помочь им в беде. Сжалилась над ними царевна, сделала из муки и мяса новую кедровку.
 – Отнесите вашему хану, но обо мне ничего не говорите. Если проговоритесь, то станете могильными камнями.
 Вернулись слуги и с поклоном подали хану кедровку.
 Посмотрел хан и заругался:
 – Худое это мясо и зажарили плохо. Ешьте сами.
 Стали слуги есть да расхваливать кедровку. Потекли у хана слюни.
 – Говорят, охотник не должен отказываться от любой добычи, – сказал хан и отобрал кедровку. Попробовал и чуть палец свой не откусил – таким вкусным показалось ему мясо. Ест хан кедровку и спрашивает слуг:
 – Что видели в юрте Оскюс-оола, как он живет?
 Желая угодить хану, стали было слуги наперебой рассказывать о красоте Золотой царевны, но тотчас превратились в могильные камни.
 Удивился хан и стал думать, как бы обменяться с Оскюс-оолом женами – надоела ему старая некрасивая жена.
 "Зачем бедняку красивая жена? – думал хан. – Найдется ей место в моей юрте", – и решил наутро поехать к Оскюс-оолу, самому посмотреть Золотую царевну.
 А Оскюс-оол в это время вернулся домой довольный, с богатым уловом. Все рассказала ему царевна. Пожалел тогда Оскюс-оол, что сжег рыжую шкуру, и печальный лег спать.
 Утром он опять ушел к Золотому озеру, а вскоре к его юрте подскакал Караты-хан. Вошел он в юрту, увидел Золотую царевну, излучающую свет луны и солнца, и забыл, что нужно поздороваться и сесть на почетное место. Так простоял он столько времени, за которое можно выпить семь новых заварок чаю. Ноги у него отекли. Наконец он открыл рот и поздоровался.
 – Какой странный хан! – сказала насмешливо Золотая царевна. – Приходит утром, здоровается вечером.
 Стыдно стало хану, выбежал он из юрты и помчался в свой аал. Потерял хан покой, есть-пить не может. Однажды утром, едва занялась заря и верхушки камней стали золотисто-пестрыми от солнца, послал хан гонцов за Оскюс-оолом.
 Привезли гонцы Оскюс-оола. Говорит ему хан:
 – Хочу оказать тебе милость. Три дня и три ночи будешь жить в моей юрте, а я – в твоей.
 Что делать? Ханскому слову не поперечишь. Остался Оскюс-оол в юрте Караты-хана, стали ему прислуживать ханские слуги – еду подносить, араку наливать. От всего отказался Оскюс-оол, думал он только о своей солнцеликой красавице.
 А Караты-хан в это время сидел в юрте Оскюс-оола и глаз не сводил с Золотой царевны. Не заметил, как день прошел. Говорит Золотая царевна:
 – Оскюс-оол никогда не забывал закрывать дымоход на ночь.
 Выскочил хан из юрты, закрыл дымоход, а сойти с места не может. Это его царевна заворожила. Так и простоял он всю ночь возле юрты.
 Только утром хан очнулся и вошел в юрту, а Золотая царевна уже чай разливает, насмешливо спрашивает:
 – Где вы ночевали, хан?
 – Юрту караулил, вас от злых людей оберегал, – соврал хан.
 Опять весь день просидел хан в юрте, любуясь Золотой царевной. Вечером попросила его царевна прикрыть дверь юрты.
 Схватился хан за дверь, а царевна тут его и заворожила. Всю ночь простоял он у двери.
 Только утром очнулся хан. А Золотая царевна уже чай разливает и спрашивает:
 – Почему вы спать не ложились?
 – Всю ночь злые люди в юрту стучались, а я дверь держал, – соврал опять хан.
 Взглянул хан на Золотую царевну и весь день глаз не мог отвести.
 Вечером говорит хану Золотая царевна:
 – Покурите, хан, и ложитесь спать. Вы две ночи не спали. Достал хан трубку и стал прикуривать от головешки, а царевна тут его и заворожила. Всю ночь просидел хан у очага. Только утром он раскурил свою трубку.
 – Я за огнем смотрел, чтобы в юрте тепло было, – соврал хан и опять весь день глаз не сводил с Золотой царевны.
 – Три дня прошло. Сейчас Оскюс-оол придет. Расскажу ему о вашей заботе, хан, – говорит царевна, а сама смеется.
 Посрамленный хан вскочил на коня и пустился во весь дух в свой аал. Вошел в юрту и закричал на Оскюс-оола:
 – Пошел вон, несчастный. Завтра пойду на тебя войной.
 Вернулся опечаленный Оскюс-оол домой. Рассказала Золотая царевна, как она хана проучила. Рассмеялся Оскюс-оол, а потом вспомнил про угрозу хана и загрустил.
 – Что случилось, Оскюс-оол? – спрашивает его царевна.
 – Завтра Караты-хан на меня войной пойдет.
 – Ах, какой хан вредный! – воскликнула Золотая царевна и научила мужа: – Спеши к Золотому озеру и попроси Далай-хана помочь нашей беде.
 Послушался Оскюс-оол и поскакал к Золотому озеру.
 Услышал его просьбу Далай-хан. Выскочил из озера ханский прислужник на черном коне и подал Оскюс-оолу железный ларчик.
 Удивился Оскюс-оол: "Какая польза от этого маленького ларчика, когда хан на меня войной идет?"
 Отдал Оскюс-оол ларчик Золотой царевне.
 Рано утром, когда занялась заря и верхушки камней стали золотисто-пестрыми от солнца, услышал он шум и вышел из юрты. Видит – войско Караты-хана кольцом окружило его аал. Рассказал он об этом Золотой царевне, а та его успокаивает:
 – Не бойся. Садись чай пить.
 Вскоре слышит Оскюс-оол – шум стал еще сильнее. Выбежал из юрты и увидел: войско Караты-хана в два кольца окружило его аал. Закричал он Золотой царевне, а та его успокаивает:
 – Не бойся. Пей чай.
 Не успел Оскюс-оол одну чашку выпить, как раздался шум сильнее прежнего. Как стрела выскочил Оскюс-оол из юрты и видит – войско Караты-хана в три кольца окружило его аал. Завопил тогда Оскюс-оол.
 – Вот теперь – время, – сказала Золотая царевна и открыла железный ларчик. Оттуда выскочили железные люди с красными мечами и черными палицами.
 – Разгоните войско Караты-хана и вернитесь опять в ларчик! – приказала Золотая царевна.
 Успокоился Оскюс-оол при виде железного войска и пошел в юрту чай допивать.
 А железные люди быстро разогнали, развеяли войско Караты-хана, а его самого взяли в плен.
 Забрал Оскюс-оол ханское добро и скот, которого было так много, словно караганника в степи. Хана и ханшу заставил скот пасти.
 Долго и счастливо жил Оскюс-оол с Золотой царевной.
 https://mir-knig.com/read_178435-4

Вот такая сказка. Теперь, ребята, проверьте, как вы запомнили героев и события тувинской сказки.

Видеоролик «Оскюс-оол и Золотая царевна». Викторина по сказке

Прочесть эту тувинскую сказку в книжном варианте можно в нашей детской библиотеке или другой библиотеке нашей системы. https://donlib.ru/.  

Открывая эту книгу, читатель словно входит в сказочную юрту, где знакомится с героями сказок, созданных мудрым тувинским народом. Герои этих сказок обладают смелостью, юмором и способностями к удивительной взаимовыручке, которые помогают им бороться за своё счастье.

Ребята! Посмотрите чудесную картинку по мотивам сказки «Оскюс-оол и Золотая царевна». Для просмотра вам надо только собрать интерактивный пазл из 12 частей.

В заключение мне хотелось бы продемонстрировать суть сказки «Оскюс-оол и золотая царевна» словами тувинских пословиц. Литературно-познавательный час подготовила Лапицкая И.А., ведущий библиотекарь. До свидания, до новых встреч!

 Пословицы
 Бедняк умнее бая.
 Без ветра трава не колышется.
 Без воли — силы нет, без соли — вкуса нет.
 Богатый бедного не жалеет, бедный — богатого.
 Будешь искать — найдешь, захочешь — добьешься.

Использованы источники: википедия;
https://spravochnikvs.com/prirodnye_osobennosti_i_resursy_respubliki_tyva
https://bigenc.ru/geography/text/4212361
https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/tuvinskie-poslovitsy/