Приветствую, друзья! Сегодня мы заглянем в самые пыльные углы трансильванского замка 🏰 и смахнём пыль с многовековых фолиантов о всякой нечисти, с которой приходилось сталкивать многочисленным героям готических романов. Обкладывайтесь чесноком, тащите из буфета бабушкино столовое серебро – мы начинаем! 😈
«Дракула» и Дракула
Итак, роман ирландского писателя Брэма Стокера «Дракула». В этом, году ему, кстати, исполняется 125 лет. Впервые роман был опубликован в 1897 году. Главный антагонист — вампир-аристократ граф Дракула.
Вампиры были известны миру с глубокой древности. Само это слово появилось в XVIII веке в Западной Европе. Но их образ разительно отличался от того, к которому мы привыкли в кинематографе. Это были дикие чудовища, духи злых существ, жертвы самоубийств или даже ведьмы. В славянской мифологии вообще считалось, что если кошка или собака перепрыгнет через труп умершего человека, то тот также обречён был стать одним из немертвых.
В более поздние времена образ вампира практически был не отличим от оборотня — так, злодей мог принимать не только стереотипный облик летучей мыши, но и даже волка, что мы и видим в оригинале Стокера.
🩸 Первым, кто познакомил нас с литературой про вампира-аристократа из высших слоёв общества, был лечащий врач самого Лорда Байрона — Джон Уильям Полидори, чья повесть так и называлась — «Вампир». Она была опубликована в апреле 1819 года. Именно Полидори был первым, кто романтизировал образ вампира в литературе. А затем «эстафета» перешла к Брэму Стокеру.
18 мая 1897 года в свет вышел знаменитый во всём мире готический роман «Дракула». Книга была написана в так называемом эпистолярном жанре. Это приём, когда для раскрытия образа и чувств персонажей автор использует их личные дневники и письма.
Коротко о сюжете
Действие романа «Дракула» происходит в неназванном году в последнем десятилетии 19 века. Действие начинается с того, что английский адвокат по имени Джонатан Харкер приезжает, чтобы помочь графу Дракуле в юридических вопросах, связанных с его иммиграцией в Лондон. Дракула любезен и очарователен, но в то же время вызывает тревогу. Джонатан никогда не видел, как он ест, у него острые уши и зубы, и он всегда заканчивает их беседу перед рассветом. В конце концов Джонатан узнает, что он оказался в ловушке в замке, в котором также обитают три женщины-вампирши, которые пытаются соблазнить его и выпить его кровь, пока Дракула не останавливает их.
Джонатан сбегает, а Дракула отправляется в Лондон на корабле под названием «Деметра». Корабль везёт пятьдесят ящиков земли, которую Дракула будет использовать для гробов, когда будет охотиться за новыми жертвами в Англии.
Дракула преследует Люси Вестенра, лучшую подругу Мины Мюррей, невесты Джонатана. Люси начинает ходить по ночам во сне, бледнеет и слабеет; однажды утром на её горле появляются небольшие колотые раны. Мина и невеста Люси, Артур Холмвуд, обеспокоены, но не могут ей помочь.
Доктор Сьюард, администратор психушки, – бывший ухажёр Люси. Один из его пациентов – человек по имени Ренфилд, который в своей камере поедает насекомых и птиц. Ренфилд тайно состоит в союзе с Дракулой. Когда Сьюард узнает о её деле, он вызывает своего наставника, Абрахама Ван Хельсинга. Ван Хельсинг приходит к выводу, что вампир охотится на Люси, но никому не говорит об этом, пока не убедится. К тому времени уже слишком поздно. Люси умирает от потери крови после нескольких переливаний, продолжавшихся несколько дней. После смерти Люси Ван Хельсинг приводит Холмвуда, доктора Сьюарда и Харкера к могиле Люси. Холмвуд вбивает кол в её сердце, увидев, как она, ожив, несёт похищенного ребёнка.
После убийства Люси Дракула обращает своё внимание на Мину. Он заставляет её выпить его кровь и угрожает убить Джонатана. Это связывает Мину с Дракулой. Мужчины находят ящики с землёй, которые Дракула использует для укрытия, и накрывают их облатками для причастия.
Дракула перевозит себя и последний ящик обратно в Карпаты на корабле под названием «Царица Екатерина». Люди находят его, используя Мину в качестве своеобразного устройства слежения. Ее связь с Дракулой даёт им подсказки о его местонахождении. В конце концов, перед заходом солнца они находят Дракулу, и Ван Хельсинг убивает его. Моррис умирает во время нападения.
***
Брэм Стокер писал Дракулу с вполне реальной исторической личности, с которой в кино часто смешивали и путали вымышленного персонажа — господаря Валахии Влада Цепеша, который, подобно нашему Ивану Грозному, любил устраивать казни путём сажания на кол.
Его отец, тоже Владислав, принадлежал к ордену Дракона, откуда, согласно легенде, и возникло прозвище Дракула. Из Валахии писатель поместил своего персонажа в Румынию, из-за чего Трансильвания навеки обрела дурную славу, стала символом чего-то таинственного и ужасного, а также несколько «понизил» титул персонажа — из Господаря Дракула превратился в графа.
Так же выглядел книжный Дракула? Чем он был примечателен?
Влад III почитается румынами как народный герой за то , что он прогнал вторгшихся турок-османов, среди которых, как говорят, было до 100 000 его пронзенных жертв. Однако, нет никаких веских доказательств того, что граф в романе был смоделирован по образцу Валахского Пронзителя.
Также в романе были использованы и местные румынские легенды об упырях, которые назывались стригоями. Дракула, в свою очередь, стал их современной интерпретацией. Кто же такие стригои?
В мифологии этим существам приписывается способность к оборотничеству, становиться невидимыми и получать жизненную силу из крови своих жертв. И у этих существ был свой реальный прототип — Юре Грандо Алилович (Джуре Грандо; 1579-1656), житель из региона Истрия (в современной Хорватии), который, согласно легенде, наводил ужас на местных жителей и был обезглавлен.
Статья Вильгельма Шмидта о трансильванском фольклоре 1865 года описывает стригоев как ночных существ, которые охотятся на младенцев. Согласно мифологии стригоем человек мог стать, если он
- Является седьмым ребенком того же пола в семье
- Ведёт жизнь во грехе
- Умер незамужней или холостым
- Был казнён за лжесвидетельство
- Наложил на себя руки
- Умер от проклятия ведьмы.
Прежде чем написать «Дракулу», Стокер провёл семь лет, исследуя европейский фольклор и истории вампиров. За несколько недель до публикации роман носил иное название — «Не-мертвый«. Источниками вдохновения Стокера называли роман «Кармилла» Шеридана Ле Фаню, «Карпатский замок» Жюля Верна и «Тайны Удольфо» Энн Рэдклифф – считалось, что именно из этих произведений писатель позаимствовал описание замка, в котором жил Дракула.
Другой рассказ — «Гость Дракулы» — был посмертно опубликован в 1914 году, через два года после смерти Стокера. Это была, по мнению большинства современных критиков, удалённая первая (или вторая) глава из оригинальной рукописи и та, которая дала той своё название, но которую оригинальные издатели сочли ненужной для общей истории.
Особенности готического романа
Что же это вообще такое, «готический роман»? Чем он отличается от остальных, где его корни? Сейчас попробуем разобраться.
Готический роман – литературный жанр, возникший во второй половине XVIII века и особенно характерный для раннего романтизма (предромантизма).
Многие ключевые элементы готической литературы действительно заимствованы из эстетики Средних веков, включая схожие темы и места действия.
🔦 Словом horror, «ужас», в англоязычной традиции обозначают иногда всю литературу ужасов, но часто разграничивают хоррор и готику. Готическая литература связана с эстетикой сентиментализма и романтизма: любой читатель европейской классики с ней знаком, даже если не интересуется страшными историями.
➡️ Хоррор в узком смысле появился как нишевый жанр. Он вырос из бульварных романов и балагана, и его влияние на культуру стало более широким только к концу 20 века. В готике главное — передать эмоциональное состояние, хоррор, как правило, конкретизирует источник ужаса.
⚫️Готическая литература появилась в 18 веке. Определение «готический» ввел в моду английский писатель Хорас Уолпол (1717–1797), когда дал своему роману «Замок Отранто» (1764) подзаголовок «Готическая история». Уолпол подразумевал не конкретные принципы готической архитектуры, а впечатление, которое она производила на европейцев эпохи Просвещения. Старинные замки и соборы казались странными и зловещими — идеальное место для таинственной истории.
⛪️ Отсылки к Средневековью символизировали также разрыв с эстетикой классицизма: личное переживание стало интереснее универсальных ценностей, привлекало неправильное, дикое, иррациональное.
📖 Истоки литературы ужасов можно найти и в реальной средневековой культуре.
➖ Европейский фольклор: романтики заново открыли легенды и волшебные сказки, в которых немало жутких сюжетов и кровавых сцен 🧛🏻♂️ Ведьмы, оборотни, привидения и вампиры в литературе — тоже результат романтического интереса к фольклору 🧟♀️
➖ Средневековые баллады, особенно английские и шотландские, полны страшных мотивов — ожившие мертвецы, проклятия, обречённые влюблённые.
➖ Макабр (от французского dance macabre, «жуткий, зловещий танец») — «Пляска смерти», популярный в средневековом искусстве аллегорический сюжет. Хороводы из людей и скелетов должны были напоминать о бренности человеческой жизни, но макабрические картинки — образец черного юмора.
📕 Романы Хораса Уолпола, Энн Рэдклиф, Клары Рив, Мэтью Льюиса завоевали читателей во всей Европе. Им мы обязаны основным рецептом литературной готики:
📍 Настроение важнее всего. Готические эмоции — это тревожное ожидание, подозрения, смутные догадки, непонятный дискомфорт, беспомощность жертвы перед непреодолимыми силами.
📍 Пространство внушает беспокойство и страх. Готическим пространством может быть не только замок — странные комнаты, церкви, кладбища тоже подходят. Нужен клаустрофобический эффект: место, из которого нельзя вырваться.
📍 Предопределённость: родовые проклятия, забытые тайны, предсказания.
📍 Преследование, давление, попытки бегства, движение по кругу — для сюжетов характерна логика кошмара.
❌ А вот сверхъестественного в готическом романе может и совсем не быть — достаточно необъяснимых совпадений и мрачной атмосферы, а происхождение зла варьируется от чисто человеческого до демонического.
Самые первые романы
Остановимся на самых первых готических романах. Давайте узнаем, кто заложил их традиции, какие были первые сюжеты и на какие виды можно разделить эмоцию ужаса в тексте.
1️⃣🏰 «Замок Отранто» Хораса Уолпола (Горация Уолпола в первых переводах) был задуман как литературный манифест. Уолпол в предисловии ко второму изданию романа называет два источника — рыцарские романы и трагедии Шекспира — то есть все, что не принимала эстетика классицизма. Свобода творческого воображения писателя интересовала больше, чем тема страха и ужаса.
📖 Сюжет «Замка Отранто» строится вокруг семейного проклятия. Роман открывается сценой свадьбы сына князя Отрантского Манфреда, но с первой станицы понятно, что ничего хорошего ждать не стоит. Все вспоминают старинное пророчество: «Замок Отранто будет утрачен нынешней династией, когда его подлинный владелец станет слишком велик, чтобы обитать в нем». Что это значит, никто не знает, но ожидание сразу сбывается: погибает жених. Главный герой романа — Манфред, хозяин замка и носитель проклятия. Пытаясь преодолеть рок, он совершает преступления и причиняет страдания всем окружающим.
🖋 Замок у Уолпола не описан детально, его роль прежде всего сюжетная. Герои все время возвращаются в замок, а в народе его считают околдованным.
📙 Первое издание было оформлено как мистификация: в предисловии говорится, что это итальянская рукопись 16 века, будто бы найденная в английской библиотеке. Такой прием — имитация найденных манускриптов, дневников, писем — станет популярен в готических романах. Он усиливает неоднозначность, сомнительность повествования.
2️⃣⭐️ Настоящей звездой готического романа стала Энн Рэдклиф, или Анна Радклиф (1764–1823), как ее по традиции называют в переводах. Именно ее книги запоем читали во всей Европе и чаще всего цитировали и пародировали в 19 веке. Романы «Удольфские тайны» (1794), «Итальянец» (1797), «Роман в лесу» (1791) — образцы сентименталистской готики. Больше всего внимания в них уделяется эмоциональной жизни героев. У Рэдклиф практически нет мистических компонентов, и подозрения обычно можно объяснить рационально.
📕 Самый успешный ее роман, «Удольфские тайны» — история девушки, которая попадает в страшный замок и во власть злодеев. Мир романа находится в состоянии упадка, в сюжете наслаиваются загадочные совпадения, но настоящее зло заключено в самих людях.
3️⃣📗 В 1796 году скандальный эффект произвел роман Мэтью Грегори Льюиса (1775–1818) «Монах». Льюис, которому во время выхода книги было 19 лет, вдохновлялся романами Рэдклиф — но получилась у него нечто прямо противоположное. Основной сюжет романа — падение героя перед дьявольским искушением. Льюис шокировал читателей нагромождением злодейств и мистики, какого до этого в готических романах никто не допускал. Роман Льюиса повлиял и на романтическую готику, и на более поздний хоррор.
Собери частицы готического романа в филворде 👻
Самое «готическое» в антураже готического романа — это место действия. Образец — средневековый замок в непременно мрачном ландшафте. Посмотрим, как создается страшный пейзаж в эталонном описании замка.
📖 Давайте прочитаем эпизод романа Энн Рэдклиф «Удольфские тайны». Эмилия — типичная героиня сентиментального романа, благородная и чувствительная девушка, и у нее есть не менее прекрасный возлюбленный. Но Эмилия остается сиротой и вынуждена отправиться в далекий замок Удольфо. Вот как мы первый раз видим замок ее глазами:
«Эмилия с грустью и страхом глядела на замок, поняв из слов Монтони, что это и есть цель их путешествия. Хотя он в эту минуту освещался заходящим солнцем, но готический стиль его сооружений и серые стены, покрытые плесенью, придавали ему мрачный, угрюмый вид. Пока она рассматривала его, свет погас на его стенах, оставляя за собой печальный фиолетовый оттенок, который все сгущался, по мере того как испарения ползли вверх по горе, тогда как наверху зубцы все еще были залиты ярким сиянием. Но вот и там лучи скоро погасли, все здание погрузилось в торжественный вечерний полумрак. Безмолвное, одинокое, величавое, оно как бы царило над всем окружающим и сердито хмурилось на всякого, кто осмелился бы подойти к нему. В сумерках очертания его стали еще суровее. Эмилия не отрывала от него глаз до тех пор, пока стали видны одни только башни, торчащие над макушками деревьев, под густой тенью которых экипажи начали взбираться по горе».
❓ Что мы можем сказать об этом описании замка?
🌓 Доминируют световые эффекты, и так будет во всем тексте. Впечатление создается игрой света и тени больше, чем постоянными признаками места. Прямо за время короткого описания заходит солнце, и пейзаж погружается в темноту. С каждой фразой замок становится все мрачнее. Обратите внимание и на то, что Эмилия смотрит не отрываясь: готическая картина должна одновременно пугать и притягивать.
В России к авторам-предшественникам готической литературы относятся: Антоний Погорельский (псевдоним Алексея Алексеевича Перовского), Орест Сомов, Алексей Стороженко, Александр Пушкин, Николай Алексеевич Полевой, Михаил Лермонтов и Александр Бестужев-Марлинский. Основополагающей является миниатюра А. С. Пушкина «Пир во время чумы».
К готическому жанру также относят и следующие стихотворения: «Лила» Мещевского, «Ольга» Катенина, «Жених» Пушкина, «Могильщик» Плетнева и «Демон» Лермонтова (1829–1839).
Ключевой автор перехода от романтизма к реализму, Николай Васильевич Гоголь, также создал ряд произведений, которые можно отнести к готической литературе. В каждом из трех его сборников рассказов есть ряд рассказов, относящихся к готическому жанру, и многие из них содержат готические элементы. Среди них «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1831–1832), «Портрет» из «Арабесок» (1835), «Вий» из сборника «Миргород» (1835). Однако творчество Гоголя отличается от западноевропейской готической фантастики, т.к. в нем присутствуют элементы, более близкие к литературе абсурда.
20 век
В 20 веке поклонники готической литературы заметно расширили её изначальное определение. Широкое распространение в 19-20 вв. получили различные сборники и антологии текстов в готической традиции.
В Америке от «готического» жанра отпочковалась «литература ужасов» (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился жанр тёмное фэнтези.
Многочисленные экранизации готических романов породили жанр фильмов ужасов, а впоследствии выделились в самостоятельный поджанр готического кино, уже не всегда основанного на литературных первоисточниках. Чаще всего экранизации подвергались «Дракула» и «Франкенштейн», превратившиеся в целые кинофраншизы.
***
Со времен Горация Уолпола готический роман пережил многочисленные интерпретации. Современная готическая литература весьма разнообразна: от историй о призраках до романов ужасов. Но её главные элементы – тайна, тревожная неопределенность, знамения, проклятия – и другие составляющие в совокупности продолжают делать готическую литературу такой притягательной для читательской аудитории.
А теперь кладите бабушкино серебро на место, а чеснок возвращайте на кухню. До новых встреч ~
Выполнила завсектором Берхард Е.А. 🧛🏻♀️
Источники: 1, 2, 3, 4, 5,