С территорий возникновения первых сказок – древней Индии и фантастических стран Востока — шла сказка своим завоевательным путём, охватывая огромные районы, овладевая мыслью человека, внося новые веяния в круг его жизненных начал и разрушая в нём вековые предрассудки. Сказка вносила новую струю в жизнь, полную свежести и прелести, развивала величайшие дары человека – ум и фантазию, которые всегда давали человеку так много импульсов для его развития.
Своим движением сказка объединяла отдельные народы, давала одному народу вести о другом, хотя бы и в туманных, фантастических образах, возбуждая живой интерес к жизни в чужих землях.
Сегодня мы с вами, друзья, поговорим о русских народных сказках, об их корнях и многообразии. Ну и поиграем, конечно ☺
Что такое сказка?
Сказками называются общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения фантастических героев. В древности они назывались «баснями», «байками». Рассказчики сказок до сих пор называются в народе «баянами», «баюнами», «баутчиками» и «бахарями». Народ не относится к ним с такой серьёзностью, которая проявляется у него в отношениях к песне. Такое различие в отношениях к этим видам устного творчества выражено самим народом словами: «сказка — складка, песня —быль».
Сказки, вопреки народному убеждению, не составляют продукта чистой фантазии: в них отразились быт и воззрения очень древнего происхождения, но впоследствии народом забытые. Так в сказках встречается отражение черт, характеризующих грубость древнего быта: людоедство (Баба-яга), выбрасывание стариков, новорождённых, больных и слабых на голодную смерть, казнь осужденных при помощи привязывания их к хвостам лошадей, клятвы землёй.
Именно как продукт творчества очень древних, по преимуществу языческих, времён, сказки подвергаются так же, как и другие виды устного творчества, преследованию со стороны духовенства уже очень рано. В 11 веке запрещается «баять сказки, кощюнить» (рассказывать смешное) подвергаются порицанию рассказчики сказок, «празднословци», «смехословци». Несмотря на эти запрещения, сказки в устах народа уцелели, конечно, в изменённом виде, до сих пор.
Насколько хорошо вы знаете сказки? Проверьте себя ~
Какие бывают сказки?
Сказки бывают разные. В одних главными персонажами являются животные, и иногда им противостоит человек. Это сказки о животных.
В других главными персонажами являются люди и фантастические существа. Животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идёт об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана-дурака, обязательно связанных с волшебством. Это волшебные сказки.
И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это социально-бытовые сказки.
Истоки сказок
Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок ещё не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.
Древний человек был далёк от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, чёрные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — всё это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе всё живёт, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу. Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред, и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у неё защиты и стремился защититься от неё.
Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественными способностями. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.
Это объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке «Сивка-бурка» умерший отец ведёт разговоры со своим младшим сыном. Учёными установлено также, что Змей Горыныч в сказках — олицетворение огня, а образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков.
Но всё это говорит лишь об истоках фантастики сказок, их неправдоподобного содержания. Нельзя не обратить внимания на то, что в сказках речь идёт не о вере человека в сверхъестественность предметов и явлений природы, а прежде всего о самых насущных, жизненно важных для человека реальных проблемах.
Фантастика, невероятность событий, о которых говорится в сказках, появились на основе древних рассказов о чудесном, сверхъестественном, волшебном в природе. Но сами сказки – более позднее явление. Использовав фантастику рассказов древнего человека, сказочники, по существу, говорили не о природе, не о взаимоотношениях с ней человека, а о жизни человека в обществе, о нем самом.
Отличаете ли вы сказки авторские от сказок народных?
Когда сказки стали записывать и читать детям?
Первые сборники русских сказок появились в конце 18 века. Тексты в них сильно изменены и больше напоминают замысловатые повести. До сих пор наиболее полным собранием русских народных сказок считается сборник, выпущенный А. Н. Афанасьевым в середине 19 века. В то время сказки звучали повсюду, но сведений о самих сказочниках в книге почти нет. А вот в начале XX века интерес к жанру заметно вырос — тогда их стали целенаправленно записывать в разных регионах.
Сказочные тексты из репертуара нянь и бабушек начали публиковать в хрестоматиях и учебниках, начиная со второй половины 19 века. Именно они считаются детскими. Среди таких изданий с многотысячным тиражом была учебная книга «Родное слово», подготовленная К. Д. Ушинским в 1864 году для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Именно в ней впервые опубликовали сказки, которые сегодня мы считаем народными. Многие из них построены на повторении однотипных эпизодов. Самые известные примеры — «Теремок», «Колобок», «Репка», «Золотое яичко». Эти сказки издаются в небольших детских книжках и сегодня.
Появились сборники, посвящённые сказочной традиции определённой территории или творчеству отдельного, наиболее талантливого, исполнителя сказок. Начиная со второй половины 20 века сказки исполняли в основном женщины, и ориентированы они были только на детскую аудиторию.
Русские народные сказки в большинстве случаев первое чтение для ребёнка. Сегодня это уже не только печатные произведения, но в том числе и книги-игрушки, аудиосказки. Наконец, есть видео — мультфильмы, основанные на сказках, и ролики, в которых произведения читают известные актёры и ведущие.
Книжная полка
На нашей книжной полке сегодня ярко и нарядно ✨ Советуем обратить внимание на эти книги.
Сказка про Андрея-стрельца : русская народная сказка : [0+] / иллюстрации Николая Кочергина. – Санкт-Петербург : Пальмира, 2017. – 47 с. : ил. Пошёл однажды царский стрелец в лес по дичь, а добыл себе жену, да не простую, а умницу и красавицу, Василису Прекрасную. Жить бы им да поживать, да пожелал царь Андрея извести, а Василису Прекрасную себе в жёны взять. И задал Андрею службу: пойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что… Персонажи народной сказки оживут в красочных иллюстрациях известного художника Николая Михайловича Кочергина (1891-1914), большого знатока русской истории и фольклора. | Сказки : с иллюстрациями Ивана Билибина : [6+] / Москва : Белый город, 2012. – 79 с. : ил. He одну тысячу лет бродят по земле сказки. Они не только развлекают людей, но и помогают им мудрыми советами. Вошедшие в сборник сказки любимы детьми всех поколений. Особый колорит книге придают иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина. Сам художник говорил о своих рисунках, что они — «облагороженный лубок». Он выработал собственный узнаваемый стиль иллюстраций, гармонично сочетающийся с русскими сказками. | Петухан Курыханович : Русские народные сказки : [0+] / художник Борис Тржмецкий. – Москва : Энас-Книга, 2017. – 95 с. : ил. В сборник включены известные русские народные сказки в обработке классиков отечественной литературы. В этих сказках всегда побеждают добро и правда, трудолюбие торжествует над ленью, а жадность и зазнайство высмеиваются. Иллюстрации Бориса Тржемецкого реалистично и в то же время очень живо и весело воспроизводят образы сказочных персонажей. | Русские волшебные сказки : [6+] / составитель М. Булатов. – Москва : Советская Россия, 1991. – 215 с. : ил. Книга «Русские волшебные сказки» создана, чтобы познакомить маленьких читателей с удивительным миром сказки. В сборник вошли такие сказки, как «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Иван-царевич и серый волк» и др. Рисунки к сказкам сделаны разными художниками, что придает книге особый колорит. |
Это лишь малая часть тех сказок, которые вы можете найти в нашей библиотеке. Без книжки никто не останется 📚
Кроссворд для настоящих знатоков сказок 🧐
***
В разное время сказки пытались предать забвению, но покончить с этим жанром не могли. Сказки постепенно оправились, приспособились к новым условиям, и начали жить бок о бок с новыми изданиями. И даже в то время, когда были гонения на сказку, не одна детская, не одна избёнка слышала воссоздание таинственным голосом этих мотивов чудного, вечно живого, вечно свежего народного эпоса. И гонимые сказки втихомолку делали великое дело сохранения нежной детской души в её естественном стремлении к фантастической мечтательности. Они совершали великое дело воспитания в детском сердце основных начал идеальной нравственности.
Выполнила завсектором Берхард Е.А.
Источники: 1, 2, 3, 4