Литературная гостиная «Неравнодушное сердце поэта»

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о поэте 19 века с неравнодушной душой — Николае Алексеевиче Некрасове. 10 декабря этого года (по новому стилю) ему исполнилось 200 лет. В юбилейный год грех не вспомнить о писателе и гражданине.

Именем Некрасова может быть обозначена целая эпоха в художественном развитии нашей страны. Он отдал свой великий талант, свет своей благородной души служению народу, борьбе за его счастье. Взволнованное слово поэта морем разливалось по всей стране, внушало ненависть к угнетению, веру в свободу человека.

Родился Николай Алексеевич Некрасов в большой семье, где отец Алексей Сергеевич Некрасов, капитан 36-го егерского пехотного полка, вышел в отставку с чином майора и поселился с семьей в своем ярославском имении Грешнево. Был помещиком средней руки – не бедный и не богатый. Он содержал большую псовую охоту – псарню с 22 крепостными охотниками. Жестокий крепостник и самодур, отец Некрасова был типичным помещиком, и в произведениях ранней молодости поэт называл его «деспотом», «палачам», «невеждой». Он очень быстро спустил все деньги, проиграл имение в Ярославской губернии и служил исправником. Часто, уезжая по делам службы, брал с собой Колю. Мальчик много времени проводил с крестьянскими детьми, хорошо знал их жизнь. Сын помещика был поражен бедностью крестьян, их бесправностью, высокой смертностью. Это и повлияло впоследствии на особое отношение Некрасова-поэта к судьбе народа. Некрасов не мог не писать о детях и для детей.

Образы легендарного деда Мазая, трудолюбивого шестилетнего Мужичка с ноготок, добродушного Генерала Топтыгина надолго запоминаются и взрослым, и маленьким читателям. Очень трогают сердце каждого неравнодушного человека щемяще горькие стихи о народной доле: «На Волге», «Железная дорога». Слог у Некрасова прост, напевен, как у сказителя. В стихотворении «Школьник» мы видим радость со слезами на глазах поэта, который радуется тяге к учёбе нищего маленького мальчика. Ведь есть надежда, что вырастет этот мальчик умненьким, добрым, совестливым, способным помочь родителям. А впоследствии послужить и своей Родине.

РУССКАЯ ПРИРОДА

Когда говорят о поэзии Некрасова, каждый школьник, конечно, вспоминает стихи о природе. Они такие простые, и такие родные каждому. Любовь к полям, лесам, рекам своей родины, её снегам и морозам, её весеннему зелёному шуму, осенней прелести увядания зародилось у поэта в ранние детские годы. И описывал природу поэт на подлинно народном языке, так, что мы запоминаем на всю жизнь эти слова. Давайте вспомним некрасовские строки, где чудесно воспевается природа разных сезонов года.

Некрасовская природа не существует изолированно, она всегда связана с человеком, с его чувствами, переживаниями, даже здоровьем. Природа у поэта является ключом к пониманию русского народа. Проведение работ по вспашке земли для крестьян тогда являлось залогом неголодного существования. Однако, итоги работ всегда зависели и от природных условий, и от труда крестьян. Сейчас давайте послушаем печальное некрасовское стихотворение о тяжкой доле крестьянина. Что случилось с пахарем? Сама природа тоскует в поздний осенний период. Холодно и неуютно.

Чтение стихотворения «Несжатая полоса»

ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ

Есть у Некрасова известнейшее стихотворение, связанное с природой, с животными и с добрым человеком. Это «Дедушка Мазай и зайцы». Первая публикация состоялась в январском номере журнала «Отечественные записки» в 1871 году. А мы до сих пор с удовольствием читаем это доброе, с юмором произведение. Его можно условно поделить на две части. Первая из них посвящена воспоминаниям автора о совместной охоте на дупелей в районе деревни Малые Вежи (расположена недалеко от Костромы). За этими событиями автора повествования и его напарника местного жителя деда Мазая застает непогода, и они прячутся в сарае от дождя.

Хорошо ориентируясь в родных краях, Мазай мог заходить глубоко в чащу, проводить там несколько дней, питаясь дарами природы. Он был противником уничтожения зверья ради забавы, переживал из-за равнодушного отношения местных жителей к родному краю. Дома в его деревне издавна строили на сваях, поскольку каждую весну в районе начиналось половодье. В это время погибало особенно много лесных жителей, которых было жалко старику. Мазай вспомнил случай, который произошел с ним однажды во время разлива реки. Ему вспомнилось, как в обильное половодье пришлось отправиться на лодке за дровами. Широко разлившись, река выносила из чащи сухой валежник. Мазаю не нужно было прилагать усилий — он доставал бревна из воды, укладывал в лодку и отвозил к дому на просушку. Он плыл-плыл на своей лодке и вдруг увидел небольшой островок, который был покрыт перепуганными зайцами. Вода прибывала, и несчастным зверькам грозила гибель. Пожалев лесных обитателей, Мазай подплыл к острову и пересадил одного зайца в лодку, взяв его за уши. Другие зверьки перепрыгнули сами. Попутно спаситель снял еще одного бедолагу с пня и подобрал мокрую беременную крольчиху, которая сидела на кочке.

Плывя к берегу, Мазай увидел большое бревно, на котором также плыли зайцы. Ему пришлось зацепить его багром и транспортировать ушастых пассажиров по воде. Вместе с лесными обитателями дедушка приплыл в деревню. Местные жители потешались над ним. Многие были жестоки и использовали половодье, чтобы убивать несчастных зверьков багром. Ради шкурки и мяса, а порой просто ради потехи.

Под крики и возгласы односельчан старик проплыл мимо. Он отвез животных туда, где было безопасно и безлюдно. Увидев берег, зайчики тут же убежали в лес. Остались две пары ослабленных бедолаг, которых Мазай бережно завернул мешок и выхаживал дома. Отпустив впоследствии их в лес, он наказывал, чтобы зайцы не попадались ему зимой. В холода он может тоже пострелять в них ради красивой шкурки, но в теплое время года никогда не трогает. Мудрый дед Мазай живет в гармонии с природой и старается помочь ближнему, если это нужно. Второй вариант названия поэтического произведения — «Дед Мазай и зайцы»

 Было потехи у баб, ребятишек,
 Как прокатил я деревней зайчишек:
 „Глянъ-ко: что делает старый Мазай!“
 Ладно! любуйся, а нам не мешай!
 Мы за деревней в реке очутились.
 Тут мои зайчики точно сбесились:
 Смотрят, на задние лапы встают,
 Лодку качают, грести не дают:
 Берег завидели плуты косые,
 Озимь, и рощу, и кусты густые!..
 К берегу плотно бревно я пригнал,
 Лодку причалил — и „с богом!“ сказал…
 И во весь дух
 Пошли зайчишки.
 А я им: „У-х!
 Живей, зверишки!
 Смотри, косой,
 Теперь спасайся,
 А чур зимой
 Не попадайся!
 Прицелюсь — бух!
 И ляжешь… У-у-у-х!..“

РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ

Николай очень любил свою мать, видел в ней добрую, незлобливую христианскую душу. Мальчику были ужасно неприятны издевательства отца над матерью, вынужденную терпеть деспотический нрав и несдержанный характер супруга. Елена Андреевна была очень образованной, мягкой женщиной, играла на фортепиано и пела. Прекрасно воспитывала своих детей, в том числе и Коленьку. Мальчик уже в семь лет посвятил ей первые стихотворные строки. Мать стала символом страдания, благородства и великодушия. В будущем лирик возвысил женщину-мать, сделав ее воплощением любви и духовной силы, страдалицей и жертвой беззакония и бесчинства.

 С неземным выраженьем в очах,
 Русокудрая, голубоокая,
 С тихой грустью на бледных устах,
 Под грозой величаво - безгласная-
 Молода умерла ты, прекрасная,
 И такой же явилась ты мне
 При волшебно светящей луне…

Вообще поэт-демократ Николай Некрасов восхищается русской женщиной независимо от её статуса, т.е. сословной принадлежности. Высокий трудовой и моральный подвиг женщины и женщины-матери видит поэт и в крестьянке, и в барыне, и в дворянке. Примеры прекрасных русских женщин мы видим и в Матрёне Тимофеевне Корчагиной из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», и в Дарье из «Мороз, Красный нос» и в жёнах декабристов, разделивших ссылку с мужьями.

 Есть женщины в русских селеньях
 С спокойною важностью лиц,
 С красивою силою в движеньях,
 С походкой, со взглядом цариц.

 Их разве слепой не заметит,
 А зрячий о них говорит:
 «Пройдет — словно солнце осветит!
 Посмотрит — рублем подарит!»

 Идут они той же дорогой,
 Какой весь народ наш идет,
 Но грязь обстановки убогой
 К ним словно не липнет. Цветет

 Красавица, миру на диво,
 Румяна, стройна, высока,
 Во всякой одежде красива,
 Ко всякой работе ловка.

 И голод, и холод выносит,
 Всегда терпелива, ровна…
 Я видывал, как она косит:
 Что взмах — то готова копна!
                   (из поэмы «Мороз, Красный нос»)
 Рядком шестилетнего сына
 Нарядная матка ведет…
 И по сердцу эта картина
 Всем любящим русский народ!

Все женщины прекрасны, умны, трудолюбивы, порядочны. По крайней мере, подавляющее большинство. Николай Некрасов – сам человечный, добрый, честный, относится к любой женщине с большим уважением и тактом. Он понимает, что благодаря порядочности женщин держатся семьи, растут дети, мягче становятся мужья.

                  Пленительные образы! Едва ли
                  В истории какой-нибудь страны
                  Вы что-нибудь прекраснее встречали.
                  Их имена забыться не должны…

ВОЛГА И БУРЛАКИ

Маленький Коля жил в сельской местности, рядом с величественной рекой Волгой. И став взрослым, напишет такие автобиографические строки о себе в поэме «На Волге»

 Я рос, как многие, в глуши,
 У берегов большой реки,
 Где лишь кричали кулики,
 Шумели глухо камыши,
 Рядами стаи белых птиц,
 Как изваяния гробниц,
 Сидели важно на песке;
 Виднелись горы вдалеке,
 И синий бесконечный лес
 Скрывал ту сторону небес,
 Куда, дневной окончив путь,
 Уходит солнце отдохнуть.
  
 Я страха смолоду не знал,
 Считал я братьями людей
 И даже скоро перестал
 Бояться леших и чертей. 

С самого детства Некрасов впитал в себя величие и трагедию великой русской реки Волги. Волга была судоходной рекой, а движущей все суда силой в позапрошлом столетии были бурлаки. Так именовался рабочий, входивший в артель (мужское сообщество), которая тянула на бечеве суда против течения реки. Происходила буксировка судна. Бурлак – это тяжёлая профессия, существовавшая на Руси, в Российской империи. Ведь, к сожалению, не было ещё пароходов в тот период.

На всю жизнь запомнил Некрасов стоны и полные муки глаза бурлаков, которых он увидел еще в детстве на Волге. Бурлаки – это своеобразный символ могучей и бессильной матушки Руси». Волга светлая и величавая, она же «река рабства и тоски». Посмотрите на картину Репина «Бурлаки на Волге»

 В каких-то розовых мечтах
 Я позабылся. Сон и зной
 Уже царили надо мной
 Но вдруг я стоны услыхал,
 И взор мой на берег упал.
 Почти пригнувшись головой
 К ногам, обвитым бечевой.
 Обутым в лапти, вдоль реки
 Ползли гурьбою бурлаки,
 И был невыносимо дик
 И страшно ясен в тишине
 Их мерный похоронный крик, -
 И сердце дрогнуло во мне.
 …………………………………
 О, горько, горько я рыдал,
 Когда в то утро я стоял
 На берегу родной реки
 И в первый раз её назвал
 Рекою рабства и тоски!.. 

Бурлаки стали частыми персонажами некрасовской поэзии.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Падение крепостного права поставило крестьян в такие условия, что они не могли уже кормиться с оставшихся у них клочков земли. Масса народа бросилась на поиски заработка, идя на фабрики и постройку железных дорог.

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в этом стихотворении.

 Мы надрывались под зноем и холодом,
 С вечно согнутой спиной,
 Жили в землянках, боролись с голодом,
 Мёрзли и мокли, болели цингой, 
 Грабили нас грамотеи-десятники, 
 Секло начальство, давила нужда.

Стихотворение “Железная дорога” — это гражданская лирика, это отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС

Суровая правда жизни крестьянина была хорошо знакома Некрасову, выросшему в семье помещика, и все детство тесно общавшемуся с детьми крепостных. Красной линией через все его творчество проходит тема тяжелой доли крестьян и их семей. Множество стихов посвятил он нелегкой судьбе простой русской крепостной крестьянки. Эту тему он развил и в поэме «Мороз, Красный Нос», которую написал в 1863 году и посвятил своей сестре Анне.

В своих произведениях поэт обличал не только крепостное право, но и глобальную социальную несправедливость, которая делала жизнь народа невыносимым бременем. Из-за отсутствия социальной поддержки со стороны государства крестьяне жили очень недолго, многие из них умирали в цвете лет, так и не дождавшись медицинской помощи. Семья умершего кормильца тоже была обречена на скорую смерть. Именно об этой проблеме говорит автор в поэме «Мороз, Красный нос».

Главными героями поэмы являются крестьянка Дарья и повелитель зимы — Мороз-воевода. Сначала рассказчик рассуждает о тяжелой доле русской крестьянки, а затем обращается к образу Дарьи, вдовы крестьянина Прокла, оставшейся с маленькими детьми без кормильца семьи.

Дарья – настоящая русская женщина, которая с достоинством переносит все жизненные тяготы, холод и голод. Она верит в то, что спасение человека состоит в честном труде и семейных ценностях, она посвящает всю себя своему мужу и детям. После смерти любимого героиня вынуждена взвалить на себя все мужские обязанности, в том числе и пополнение запасов дров. В лесу она и встречается с другим центральным персонажем поэмы.

Мороз–воевода – это фантастическое существо, которое в фольклоре является властелином холода и зимнего времени года. В некрасовской поэме Мороз представлен величественной и неукротимой силой, которая управляет судьбами попавших в ее власть людей и жестоко наказывает за неповиновение. Испытывая Дарью холодом, Мороз видит, её сильную волю, и, сжалившись, ледяным дыханием освобождает ее от мук этой жизни. Просто для Дарьи нет в мире счастья, раз нет на свете любимого мужа. Мороз убивает ее, чтобы она воссоединилась с супругом. Это делает его спасителем главной героини, но заставляет читателей волноваться о судьбе ее детей, оставленных без матери и отца.

 Какой бы ценой ни досталось
 Забвенье крестьянке моей,
 Что нужды? Она улыбалась.
 Жалеть мы не будем о ней.

 Нет глубже, нет слаще покоя,
 Какой посылает нам лес,
 Недвижно, бестрепетно стоя
 Под холодом зимних небес.

 Нигде так глубоко и вольно
 Не дышит усталая грудь,
 И ежели жить нам довольно,
 Нам слаще нигде не уснуть!

«Мороз, Красный Нос» – также поэма о трагедии многих крестьянских семей, оставшихся без кормильца, семей, в которых мать вынуждена взвалить на свои плечи всю тяжелую работу. При этом любовь Дарьи к мужу Проклу рисуется автором как нить, которая связывает героев даже после смерти.

Чтобы поднять патриотический дух соотечественников, Николай Некрасов создал произведение, в котором не только описал долю русской женщины, но и восторгался ее красотой и нравственной силой. Этот образ «величавой славянки» навсегда остался в русской литературе как эталон русской женщины.

ЗНАЧЕНИЕ НЕКРАСОВА-ПОЭТА

Новаторство Некрасова состоит в том, что он впервые ввел образ русского мужика как главного героя в мир поэтический. Он обогатил русский литературный язык, используя речевые обороты и фольклорные элементы. Поэт глубоко и всесторонне показал стихию народной жизни, где есть место народной фразеологии, просторечной лексике. Большая часть произведений Николая Некрасова остросоциальной направленности.

Некрасовское наследие обогатило также музыку и живопись. Многие стихи поэта ещё при его жизни стали народными песнями, известными и сегодня («Коробушка», «Меж высоких хлебов…» и др.). Русские композиторы (П. П. Бородин, П. И. Чайковский, Ц. А. Кюи, А. К. Глазунов, Д. Д. Шостакович) охотно писали музыку на его тексты: 42 произведения написаны на стихотворение «Прости!» (самый известный романс П. И. Чайковского), 12 — на «Тройку» (М. В. Коваль и др.)

В русской живописи с XIX века существует некрасовская тема, связанная, в первую очередь, с изображением русских просторов, крестьян-тружеников, крестьянских детей. Духу некрасовской поэзии созвучны работы В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. М. Васнецова и др. В качестве иллюстраторов к произведениям Н. А. Некрасова выступали Б. М. Кустодиев, В. А. Серов («Кому на Руси жить хорошо», 1948—1949), А. А. Пластов («Мороз, Красный нос, 1949), И. С. Глазунов («Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», 1970—1979) и др.

В конце нашей литературной гостиной можно сделать вывод, что поэт Николай Алексеевич Некрасов был очень неравнодушным человеком по своей натуре. Много писал о несправедливостях современного ему общества и ждал новой, счастливой жизни для всех людей, и в первую очередь для всех обездоленных. Поэт был настоящим патриотом, любящим свой русский народ. Одна его фраза говорит о нём самом всё.

До новых встреч, друзья! Мероприятие подготовила Лапицкая И.А., ведущий библиотекарь.