«Чудеса рукотворные»

Ребята, в этом устном журнале мы продолжим рассказывать о народных промыслах и формах русской народной культуры, такими как вологодское кружево и золотошвейный промысел Торжка.

Страница первая: Вологодское кружево.

Экскурс в историю:

В России первые сведения о кружевах относятся к XIII веку. В Ипатьевской летописи говорится о том, как в 1252 г. князь Даниил Галицкий принимал иностранных послов в богатой одежде с изумительной отделкой, напоминающей кружева. Но заметным явлением повседневной жизни России они стали в XVII столетии.

Причем кружевные изделия были распространены и при царском дворе, и в купеческой, и в крестьянской среде. Только качество их, конечно, было различным. Первоначально кружевоплетением занимались крепостные мастерицы в усадьбах помещиков. Но вскоре этот промысел стал одним из основных источников доходов большинства местного населения.

Вологодские кружева плетут из хлопчатобумажных, льняных, реже синтетических нитей с помощью коклюшек. Цвет кружева может быть белым, серым, голубым, кремовым, черным. Характерной особенностью вологодского кружева является чёткое деление на крупный, выразительный рисунок и прозрачный, воздушный фон (решетка).

Самые ранние образцы российского кружевоплетения, сохранившиеся в музейных собраниях, относятся к XVII в. Это так называемые «золотные» кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет, прежде всего, ценность драгоценных металлов, а не мастерство исполнения. Эти кружева использовали для украшения нарядов из плотных дорогих тканей – парчи, бархата, узорного шелка. Также применяли их и для отделки церковной утвари.

Дорогими кружевами украшали одежду бояр и царей. Кружева можно было увидеть на царском троне, на седлах, на церковном убранстве. С раннего утра и до вечерней зари трудились девушки-кружевницы в дворцовых мастерских, в помещичьих усадьбах.

Славилась кружевами и Вологда. В этой северной стороне выращивали «русский шёлк» — лён. А льняные нити – превосходный материал для плетения кружев.

Кружевница-стахановка Брантова А.С. Вологодский государственный музей-заповедникХудожник — А.М. Киркиж. «Вологодские кружевницы», 1948 г.

Ажурные вологодские кружева – это и заснеженный лес, и морозные узоры на стекле, и пушистые снежинки… Мастерицы сами придумывают свои узоры. В них можно разглядеть – сказочных птиц-пав, и Древо жизни, солнце, звёзды, цветы и гирлянды, фигурки людей и чудесные травы.

Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевеловые или березовые; булавки; сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен, отбеленный или суровый.

В умелых руках кружевницы тихо постукивают коклюшки, мастерица быстро и ловко перебрасывает их из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок и сплетаются в прекрасном узоре кружева.

Вологодские кружева и ныне в почете и уважении. Ими украшают одежду, бельё, салфетки. Самые известные модельеры охотно работают с кружевом.

Художник В. Тропинин ещё в 19 веке нарисовал портрет юной кружевницы. С легкой улыбкой смотрит она на нас из далекого прошлого, а её руки всё плетут и плетут кружева… Соберите пазл и увидите картину «Кружевница» Василия Андреевича Тропинина.

Страница вторая: Золотые узоры Торжка.

Экскурс в историю:

Между рекой Волгой и озером Селигер, на реке Тверце, издавна стоит город Торжок. В летописях он упоминается даже раньше Москвы, под 1134 годом, но, возможно, существовал и ранее. Известен Борисоглебский Новоторжский монастырь, возникший еще в 1038 году. Основал его инок Ефрем, бывший конюший князей Бориса и Глеба, убитых по злому умыслу их брата, Святополка Окаянного.

Место, где располагался древний городок-крепость, было бойкое, торговое. Со всех сторон света приезжали сюда купцы, привозили на продажу и сами покупали здесь много всякого товара. Так и родилось название городка — Торжок. Называли его еще и Новым Торжком. Но приходили гости и незваные. В 1238 году осадил Торжок всей силою хан Батый. «Татарове идоша ко Торжку и биша две недели, люди же изнемог во граде… и посекше всех марта в пятый день», — доносит до нас печальное известие летописец. За свою долгую историю страдал Торжок и от усобиц русских князей.

Но не только ратными подвигами прославился Торжок. Жили в нем умелые кузнецы, кожемяки, сапожники. Особую славу Торжку принесло знаменитое золотое шитье.

Вы знаете, что такое «канитель»? Нет, это не долгое, скучное и бестолковое дело. А очень тонкая золотая или серебряная нить, употребляемая для вышивания.

С незапамятных времен вышивали на Руси золотыми и серебряными нитями. Золотошвеи работали и в боярских мастерских, и в царском дворце. Под расшитыми золотом стягами шли на бой русские дружины. Сверкало золотое шитье на церковных одеяниях священнослужителей. Украшала золотая вышивка и праздничную одежду крестьян: сарафаны, головные уборы, пояса, платки. Вышитый парчовый сарафан так и называли — «золотник». В древности в ходу были даже удивительные деньги — расшитые золотом кусочки кожи.

Искусные мастерицы из Торжка создавали золотые узоры на шубах, шапках, сафьяновых, из тонкой и мягкой кожи, сапогах. А уж какими удивительными были те узоры! В Торжок приезжали семьями, чтобы загодя приготовить приданое для дочерей. Может, именно в Торжке родилась поговорка, записанная Владимиром Далем: «Кто умеет золотом шить, не пойдет молотом бить».

Не раз бывал проездом в Торжке и великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Купил он себе здесь красивый кошелек, а в подарок княгине В.Ф. Вяземской — шитые золотом и серебром пояса. В одном из писем другу поэт написал: «Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы». И в наши дни не угас интерес к золотому торжокскому шитью.

О мастерстве торжокских золотошвей сложили песню в которой есть такие слова:

 Привези мне из Торжка
 Два сафьянных сапожка. 

Искусство вышивки золотой и серебряной нитью известно в Торжке еще с XIII века. Для золотого торжокского шитья характерен растительный орнамент, разнообразные узоры из простых полос, петелек, звездочек. Вышивку нередко дополняют блестками и включением разреженных швов, которые применяются при оформлении шарфов, платков, различных дополнений к костюму. Торжокские мастерицы используют и весьма трудоемкие приемы шитья — кованый шов, литой шов, «в прикреп» и другие. Золотое шитье украшает изделия из бархата, кожи, сукна — это может быть одежда, обувь, сувениры, эмблемы. Старинные традиции золотого шитья сегодня продолжают мастерицы Торжокской фабрики им. 8-го марта и художественно-производственных объединений.

Друзья! Вашему вниманию предлагаем викторину «Народные промыслы». Будем рады, если эта викторина поможет расширить ваш кругозор и повысить интерес к изучению народного и декоративно-прикладного творчества.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

Книга по теме:

Мероприятие подготовила и разместила: библиотекарь Станкевич Е.В.