Образ учителя в живописи

Добрый день! 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, а проводится Год педагога и наставника с целью признания особого статуса представителей этой профессии. И сегодняшний познавательный час посвящён образу учителя в живописи.

Образ учителя, школы, ученика очень распространен в изобразительном искусстве. Уже в Древней Руси на книжных миниатюрах можно увидеть «учение книжное» или «обучение грамоте».

В конце 18 века в России появляются картины Дмитрия Левицкого, изображающие «смолянок» — воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Е.И. Молчановой, к этому же периоду относится и картина Михаила Бельского, на которой мы видим учителя с двумя учениками.


Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Феодосии Степановны Ржевской и Настасьи Михайловны Давыдовой.
Бельский Михаил Иванович. Портрет учителя истории и географии Бодуэна с двумя воспитанниками Академии художеств первого и третьего возраста.

В 19 веке учитель, ученик, учебное заведение появляются на картинах Алексея Венецианова, Василия Перова, Владимира Маковского, Ильи Репина, Михаила Нестерова, Алексея Корина. Темы самые разные: наём гувернантки и портрет учителя рисования, отправление сына в училище и возвращение дочери с дипломом, экзамен в скромной сельской школе.

К концу 19 – первой половине 20 веков относится творчество замечательного художника Николая Петровича Богданова-Бельского, на его картинах не раз встречается изображение сельской школы, сельских учителей, крестьянских детей-учеников. О жизни и творчестве Николае Петровиче Богданове-Бельском художнике-передвижнике, ученика И.Е. Репина, о его удивительной судьбе стоит рассказать подробнее, тем более что в этом году исполняется 155 лет со дня его рождения.

Автопортрет. Николай Петрович Богданов-Бельский 1915

Школа жизни художника Н.П. Богданова-Бельского⁠⁠.

Будущий художник родился 8 декабря 1868 года в деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области). В его фамилии отразилась история его происхождения, сам он писал об этом так: «Я ведь от земли. Отца не видел: я незаконнорождённый сын бедной бобылки, оттого Богданов /Богом данный/, а Бельский стал от имени уезда. Был пастушонком».

Благодаря таланту и трудолюбию деревенскому пастушонку удалось стать настоящим художником, добиться признания. Но, возможно, этого и не случилось бы, если бы на его жизненном пути не встретился замечательный человек – Сергей Александрович Рачинский, который заметил его талант и помог ему получить образование.

Сергей Александрович Рачинский был ботаником и математиком, профессором Московского университета. На пике своей научной карьеры в 1872 году он оставил университет, вернулся в родной уезд и основал знаменитую народную школу, для которой сам разработал методику преподавания. В своём родном имении Татево в Смоленской губернии Рачинский организовал образцовую народную школу для бедных крестьянских детей. При школе было общежитие для учеников – крестьянских детей. Эту школу и самого учителя художник позже изобразил на известной картине «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского».

«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» (1895) Государственная Третьяковская галерея

На картине изображён урок арифметики. В углу класса на доске мелом написана задача: «10 в квадрате +11 в квадрате+ 12 в квадрате + 13 в квадрате + 14 в квадрате : 365». Слева от доски – учитель – Сергей Александрович Рачинский, вокруг – крестьянские дети, его ученики. Их лица сосредоточены, они ходят по классу, кто-то остановился в задумчивости. На переднем плане картины – высокий большеголовый мальчик, он погружён в решение задачки, рядом другой – озадаченно закинул руку за голову, а самый смышлёный уже шепчет ответ на ухо учителю, остальные размышляют около доски.  Как не вспомнить тут стихотворение Валентина Берестова «Устный счёт»:

  …Цифры сходятся где-то во тьме.
 И глаза начинают светиться,
 И кругом только умные лица,
 Потому, что считаем в уме! 

«Устный счёт» — это был последний вечерний урок, «урок-отдых» в школе Рачинского. Было так заведено: учитель стоит или сидит в сторонке, а тот ученик, который решит задачку, подбегает к нему и шепчет ответ на ухо. Если решение верно, мальчик становится справа от учителя, если нет – слева. Кстати, ответ задачки – «2». Поэт Андрей Усачёв написал стихотворение об этой картине. Там такие строки:

  От задачки этой пухнет голова:
 Как в уме такую сумму сосчитать?...
 Если «пять» ответишь, то получишь «два»!
 Если «два» ответишь, то получишь «пять». 

Как видим, дети устно делали довольно сложные вычисления. Даже взрослые и образованные люди удивлялись тому, как успешно татевские ученики решали в уме сложные математические упражнения.

Вскоре стало ясно, что у мальчика настоящий художественный талант. Рачинский отправляет тринадцатилетнего Николая в Троицко-Сергиеву лавру, где была рисовальная школа, а затем с 1884 года – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества осуществлялось стараниями учителя Рачинского и полностью за его счет.

16-летним юношей Богданов-Бельский приехал в Татево, много писал, живя в доме Рачинских. Надо сказать, что почти все его пейзажи и картины 1890–1900-х годов, а также портреты деревенских детей написаны художником здесь, на родине, в старинном селе Татеве. И потом, уже в эмиграции, художник будет возвращаться памятью в этот яркий, песенный, самобытный крестьянский мир родного села и воспроизводить его на своих картинах – для потомков, для истории.

С 18 лет Николай Петрович жил своим трудом, он отказался от ежемесячной субсидии в 25 рублей, высылаемой ему Рачинским. Но учитель продолжал помогать материально, а еще более советами и наставлениями, которые посылал в письмах. Чтобы помочь семье художника, Рачинский подарил его матери свой хутор Давыдово в 33 десятины.

Его выпускная дипломная картина на звание «классного художника», в Московском училище живописи, называлась «Будущий инок». Так в первые на холсте Богданова-Бельского появилась фигура мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства и ученичества станет в его творчестве главной.

Наиболее широко известным имя Н.П. Богданова-Бельского становится после написания им серии картин о школе Рачинского «Воскресное чтение в школе». Портрет своего учителя Рачинского Богданов-Бельский написал также в этой картине.

Картина «Воскресное чтение в школе». 1895г.

Теперь пришло время немного отдохнуть, и я предлагаю собрать пазл следующий картины.

Описание картины: Нищий паренёк, в стоптанных лаптях и рванной одежде, с котомкой и сумой для подаяний за спиной, стоит возле открытой двери деревенской школы. И хотя лица мальчика не видно, но вся его фигура выражает волнение, желание переступить заветный порог, и вместе с тем робость и нерешительность. Эту картину можно назвать автобиографический – вот так же когда-то Коля Богданов, мальчик-пастушонок, стоял в волнении на пороге класса школы Рачинского.

Картина «У больного учителя». 1897г.

На картине Богданова-Бельского «У больного учителя» также изображён совершенно конкретный человек – учитель Татевской школы Аркадий Аверьянович Серяков. Когда-то он учился у Рачинского, а потом сам стал педагогом, а затем и его дети тоже стали учителями в этой же школе. И внучка, и правнучка тоже преподавали в этой школе.

Картина «Ученицы». 1901г.

Картина «Ученицы» («За чтением») была создана уже в начале 20 века. На ней изображены две девочки. Одна из них внимательно читает книгу, кажется, даже шевелит губами, другая отвлеклась и задумчиво смотрит вдаль. При всей простоте композиции картины художнику удалось главное – передать внутренний мир девочек-подростков, искренность и чистоту восприятия мира. Девочки одеты в традиционную крестьянскую одежду, но они явно принарядились. На одной из девочек домотканый клетчатый сарафан, подпоясанный ярким красным пояском, белая рубаха с вышивкой, на другой надета синяя кофта с узором поверх сарафана в красную клетку. Головы девочек аккуратно повязаны платочками-полушалками фабричного производства. Ведь посещение школы или избы-читальни было событием в повседневной жизни крестьянских детей.

Картина «Дети на уроке». 1903 гКартина «Сочинение». 1903г

В 1903 году Николай Петрович, ему было тогда 35 лет, за заслуги на художественном поприще был избран в академики живописи. Тогда же он получил и вторую часть своей фамилии. В 1914 году, в 46 лет, он становится действительным членом Академии художеств. Художник так определял главную тему своего творчества: «Я так много лет провёл в деревне, так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».

Героями картин Н.П. Богданова-Бельского становятся ученики Рачинского, сам педагог, другие учителя сельских школ. Уже став состоявшимся мастером, Богданов-Бельский получил письмо от одной учительницы: «Вы у нас один! Писать детей умеют многие художники, писать в защиту детей умеете только Вы…»

В начале 20 века художники А. Рябушкин, И. Репин, Б. Кустодиев, К. Лебедев создают картины, посвящённые школе прошлых лет. Например, Илья Репин написал картину «А.С. Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 год читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе».

И. Репин «А.С. Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 год читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе». 1911г.

После Октябрьской революции 1917 года в новой стране – СССР возникают новые образы, новые темы: переподготовка школьных работников, пионеры, герои Великой Отечественной войны в школе, женская школа, урок физкультуры и вечная тема – «Опять двойка». Во время СССР образ учителя был необыкновенно прекрасен. Профессия эта была особо почётной. Главной задачей педагога было вдохновлять людей к новым знаниям, чтобы ученикам хотелось брать пример со своих учителей.

Решетникова Ф. «Опять двойка». 1952г.Решетников Ф. «За уроками». 1952г.Харьковский Авраам Менашевич «Встреча с учительницей «, 1951 г.

Описание картины Решетникова Ф. «За уроками»: На задней стене расположено окно. Таким образом, художник сумел расширить пространство комнаты. За окном – лето. Солнечный, теплый денек. Детвора бегает во дворе в легкой одежде. На девочках юбочки и маечки, на мальчиках шортики, панамки и футболки. Дети играют с мячом. Но они не забыли про своего товарища. Два мальчика подбежали и стали заглядывать в окно дома, где занимается двоечник. Ребята зовут его гулять. Но они еще маленькие и не понимают, что такое школа и уроки, они просто хотят развлекаться.

И, наконец, век 21 – портреты учителя – лирические и сатирические…

Картина художника Олега Шелудякова. «Урок немецкого» 2004 г.Картина художника Максима Корчагина «Учительница Ботаники».2010 г.

Педагогика – нелёгкое дело. Вспомним строки поэта и писателя Валентина Берестова из его цикла «Занимательные науки»:

 Что делать, чтоб младенец розовый
 Не стал дубиной стоеросовой? 

Мероприятие подготовила и разместила Станкевич Е.В.