«Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит» А.С. Пушкин
Добрый день, друзья! 19 октября 1811 года в Царском Селе открылся самый известный в истории России лицей. И вот 30 избранных мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчиков выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.
В 1811 году двенадцатилетнего Пушкина дядюшка, поэт Василий Львович, отвёз в Петербург. Пушкин проведёт в Царскосельском Лицее шесть лет и никогда не забудет эти годы, воспоёт их в стихах, как и лицейских друзей.
…Вы помните: когда возник лицей, Как царь для нас открыл чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей… (отрывок из стихотворения «Была пора, наш праздник молодой»)
Учитель Чириков рисует Пушкина
В пушкинскую комнату №14 можно заглянуть – её восстановили по описаниям. Вот где жил Саша до 17 лет. Комната узкая, с высоким потолком. Железная кровать, накрытая бумазейным одеялом, -у небольшого окна. Справа от окна – конторка с покатой крышкой. На ней — свеча в подсвечнике, перья в подставке, чернильница.
Напротив, кровати — комод, деревянный шкафчик умывальника с тазом и зеркалом на открытой крышке. Строгая, аскетичная обстановка. В каждой двери был глазок для наблюдений за лицеистом дежурным дядькой.
Никакого баловства, никакого барства. Их закаляли, готовили для верного и преданного служения отечеству. Профессор Куницын напутствовал новичков в торжественный день открытия Лицея: «Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями».
День начинался в шесть утра. Молитва, скудный завтрак, уроки в классах, в свободное время – чтение книг в библиотеке, спортивные занятия, прогулки в красивейшем Царскосельском парке – утром, днём и вечером.
..."Там нежила меня теней прохлада; Я предавал мечтам свой юный ум, И праздномыслить было мне отрада..."
Царскосельские парки действительно могут навеять поэтические стихи…
Людовик Франц Карл Бонштедт. Камеронова галерея и грот на берегу Царскосельского пруда. |
Пушкин-лицеист написал больше ста стихотворений, его стали печатать в петербургских и московских журналах.
"...В те дни, в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться Муза стала мне ...." (Отрывок из романа в стихах "Евгений Онегин", Глава VIII Часть 1)
На наше счастье, его в пятнадцать лет запечатлел лицейский гувернер и учитель рисования Сергей Гаврилович Чириков. И нам дано увидеть черты Пушкина-подростка.
Может быть художник не выразил особенности его личности, его характер, но поэтичность в лице заметна. Во взгляде, прежде всего, устремленным в себя. Акварель слабых голубых и розовых оттенков, нанесённых одним касанием кисти. Лицо светлое, не смуглое, с лёгким румянцем. Светло-каштановые волосы слегка вьются. Один локон свободно лёг, курчавясь, на лоб.
Выделена крепкая округлая правая рука с сжатым, каким-то детским кулаком. Пушкин подпирает им щёку, и это придаёт позе задумчивость. Он не в ученическом костюме. В белой ночной рубашке с открытым воротом. Может быть приболел, и Чириков зашёл его навестить в лицейский лазарет – гувернер не оставлял без внимания подопечных – и «снял с него портрет», как тогда говорили. На плече мальчика, скорее всего, голубой халат.
Чириков был не просто художник-любитель. С малой серебряной медалью он окончил петербургскую Академию художеств. Стал учителем рисования и перерисовал почти всех своих лицейских воспитанников.
Пушкин, вероятно, — не его любимец. «Добрый и снисходительный» Чириков, как о нём говорили лицеисты, о своём ученике оставил в лицейском журнале не самые лестные отзывы. Подумать только: наблюдения за мальчиками велись ежедневно и сообщались письменно! «Мало постоянства и твёрдости, словоохотлив, остроумен, примерно добродушен, но вспыльчив и легкомыслен».
Об учёбе: «Отличных дарований, но тороплив и неосмотрителен. Успехи не ощутительны». Следующая запись в том же духе: «А. Пушкин легкомыслен, ветрен, неопрятен, нерадив. Впрочем, добродушен, усерден, учтив. Имеет особую страсть к поэзии». С. Чириков. Аттестация 1818 года.
Пушкин понимал себя лучше, чем кто-либо. А теперь послушайте, какой ироничный словесный автопортрет составил сам лицеист Пушкин.
…порой бывал прилежен, Порой ленив, порой упрям, Порой лукав, порою прям, Порой смирён, порой мятежен, Порой печален, молчалив, Порой сердечно говорлив.
В учебном классе лицеисты сидели в зависимости от успехов на определенных местах. Кто учился лучше, ближе, кто хуже — на галерке. Последним в списке часто бывал леноватый Дельвиг, но и Пушкин был в хвосте класса. Ему давались легко русская и французская словесности и история, но точные науки интересовали мало.
Неплохие успехи были в изящных искусствах, рисунки Пушкина на полях всем известны.
Гравюра Гейтмана
Чириковскому портрету повезло. Скоро в несколько изменённом виде его увидели все почитатели поэзии молодого Пушкина. Это гравюра на медной доске.
Её автор – молодой гравёр Егор Иванович Гейтман, тоже выпускник Академии художеств. Детский пухлый кулачок, он даже с перевязочкой на запястье, так же, как у Чирикова, подпирает щёку. Только взгляд не так задумчив – он устремлён скорее куда-то вдаль, нежели в себя. Гейтман вряд ли видел Пушкина-лицеиста и знал о нём мало. Он, конечно, пользовался работой Чирикова.
На портрете Гейтмана Пушкин – в белой модной тогда рубашке со свободными длинным рукавом. Вместо больничного халата мягкая накидка романтично обнимает грудь. Этот «байроновский» плащ – знак признания Пушкина поэтом.
На этом портрете многие почитатели поэзии Пушкина впервые увидели его, но увидели подростком: в 1822 году гравюра Гейтмана была опубликована в издании поэмы «Кавказский пленник».
Пушкин-лицеист. Гравюра В.А. Фаворского
Творчество Фаворского – одна из вершин искусства XX века. Художник был одним из европейских мастеров ксилографии, после почти трехсотлетнего упадка снова поднявших эту технику на уровень большого искусства.
Термином «ксилография» называют один из видов печатной графики — печать с гравированной доски из дерева. На деревянной доске мастер вырезает изображение и на выпуклые части наносит краску. Затем он делает отпечаток на бумаге или другом материале. Если нужно получить многоцветный оттиск — эстамп, подготавливают несколько досок, на каждую из них наносят один цвет и печатают по очереди.
Фаворский занимался также и портретным рисунком. В его портрете молодого Пушкина изображен вдохновенный мальчик лет двенадцати с широко раскрытыми глазами и овалом головы на тонкой шее. Так художник показывает нам начало гения.
Художник Б. Н. Гущин «Пушкин – лицеист»
Какой милый портрет Пушкина-лицеиста, которого так талантливо нарисовал художник Борис Гущин.
Борис Николаевич Гущин родился в 1931 году в деревне Свеча, Вятской губернии. Окончил Московский государственный академический институт им. Сурикова. Член Российского союза художников.
Автор множества диафильмов и иллюстраций к произведениям Пушкина. В живописи специализировался на русских пейзажах, портретах и Пушкинской теме.
Ребята, предлагаем вам посмотреть диафильм Валентина Семёновича Непомнящего – Пушкин в лицее, с иллюстрациями Бориса Николаевича Гущина.
В заключении хотелось бы отметить, что за годы существования Царскосельского Лицея (с 1811 по 1843 годы) в нём было подготовлено много достойных и незаурядных людей, в дальнейшем ставших известными литераторами, чиновниками и военными «больших чинов», но из них Гением был только один — Александр Сергеевич Пушкин! И как же хорошо, что есть эти портреты Пушкина-лицеиста.
Ребята, предлагаю проверить свои знания и ответить на вопросы викторины «Дни Лицея».
Источники изображений, текста и видео: открытые источники Интернета и по материалу из статьи Лидии Кудрявцевой из журнала «Читайка», 2018.
Выполнила и разместила: ведущий библиотекарь Станкевич Е.В.