Вениамин Константинович Жак

(1905 – 1982)

— поэт, жил в Ростове-на-Дону, где создал первое молодежное поэтическое объединение. Был знаком с Маяковским. Воспоминания о В. Маяковском, Н. Островском, А. Серафимовиче и др.

Окончил отделение русского языка и литературы педагогического факультета Северо-Кавказского университета. Работал в библиотеках. Служил в Красной Армии. Сотрудничал в ростовских газетах и журналах, в Ростовском книжном издательстве. Был редактором альманаха «Литературный Ростов». Во время Отечественной войны В. Жак — политработник Советской Армии. После войны занимался литературным трудом.

Первые публикации стихов В. Жака относятся к 1923 году. Первый сборник его стихов — «Крутизна» — вышел в 1926 году. Всего опубликовано около пятидесяти книг: «Бег на выдержку», «Звонки», «Подснежник», «Кто зажег свет», «Стихи и сказки», «Городок-Наоборот», «Про всех сразу», «Сегодня, завтра и вчера», «Песенка-лесенка», «Сколько солнца в небе», «Разговор с двадцатилетними», «Мудрецы», «Пять граней», «Цветные сны», «Что знает лист о дереве своем» и др.

Пишут о нем

Вениамин Константинович Жак был натурой цельной и содержательной. Более полувека своей неуемной писательской деятельности он бескорыстно и самоотверженно служил литературе. Знал наизусть чуть ли не всего Маяковского, Блока, Пастернака, Ахматову, Цветаеву, Гумилева, перечитывал русскую и зарубежную классику, каждый раз открывая книги корифеев заново. Работая над стихами для детей, обращался к опыту Маршака, Чуковского, Барто, жадно следил за современной поэзией и прозой, военными и художественными мемуарами.

Он вовлекал в круг своих интересов начинающих, да и не только начинающих литераторов – с ним считались, советовались, доверяли его вкусу такие маститые писатели, как Вера Панова, Владимир Фоменко, Анатолий Калинин, Николай Доризо, Инна Грекова, Виталий Семин.

Являясь прирожденным педагогом, Вениамин Константинович был участлив и человечен к каждому мало-мальски обнадеживающему дарованию: читал рукописи, делал пометки, указывал на сильные и слабые стороны творчества начинающих. Не жалея ни сил , ни времени, раскрывал перед авторами тайны писательского мастерства. Для каждого общества у нас был свой Жак. Дошколятами мы раскрывали красочно изданную Ростиздатом сказку про Теньтика-еловую шишку и старуху, которая «боялась испугаться и боялась не бояться». Мы становились старше, и в наше сознание входили озорные жаковские стихи «Над чем смеялись» и «Что могло случиться». Ненавязчиво, без скучного указательного или, как сам поэт иронически называл – «наказательного» пальца, рассказывал он о добром и ложном, о верности и дружбе, о героической юности отцов и ратном подвиге народа. Он любил донщину, воспевал свой край. Мы знакомились с романтическим «Поручиком» и мудрой «Балладой о Крысолове», великолепными, основанными на фольклоре песнями о мужицкой доле, лирическими раздумьями о любви, мире, счастье людей.

Более всего поэт спешил стать «века ненасытным очевидцем». Раскрывая газеты и журналы, мы встречали стихи Жака, посвященные самому важному в нашей жизни. «Лишь поэзии низколобой ненавистен стих лобовой» — прочтем мы в одном из его стихотворений. Он дорожил званием поэта-газетчика и работал в периодической печати по-маяковски, засучив рукава. Столетие со дня рождения Вениамина Константиновича Жака мы встречаем с большим чувством благодарности к поэту за все, что он сделал для донской поэзии и для нас, его птенцов, которых он ставил на крыло.

Эдуард Барсуков

Пишет он

…Не только удивительна поэзия,
но и сама собой удивлена!
Связала строчки,
лесенкой повесила —
и в гости к нам спускается луна.


…Прекрасных и властных
Он полон речей —
Веселый и грязный
Весенний ручей.


(Литературная газета, 2005, № 16)

http://eclectium.shoutwiki.com/wiki/%D0%96%D0%B0%D0%BA_%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87