Деревенская жизнь в рассказах Любови Воронковой

Добрый день, дорогие мальчики и девочки! Сегодня у нас будет литературный час, посвящённый творчеству советской писательницы Любови Фёдоровны Воронковой. В сентябре исполнилось 115 лет со дня её рождения. На её добрых рассказах и повестях, известных во многих странах, воспитано не одно поколение детей.

Родилась 4 (17) сентября 1906 года в Москве, училась в городском училище, затем в Строгановском училище. После того, как семья покинула Москву и поселилась в подмосковном посёлке Коськове, учёбу пришлось оставить. Любовь Федоровна вспоминала:

«Постепенно хозяйство наше окрепло. Земли было много, только работай. На дворе, как и у других крестьян, корова, и телка, и свинья, и овцы; и хлеба от весны до весны вдосталь».

Еще в раннем детстве зародились у юной Любы Воронковой три страсти.

Она очень любила рисовать. «Ради этой страсти я могла отказаться от любой игры. Ровная, гладкая земля, а позднее кусок бумаги и карандаш — и ничего лучшего мне не надо было. Какой праздник был у меня, когда мне подарили коробочку цветных карандашей!» — вспоминала Любовь Воронкова.

И отец, и мать, самоучкой еще в юности научившись читать, очень любили книги. Книги в их доме не переводились: Шекспир и Вальтер Скотт, пьесы Островского и «Овод» Войнич. Не случайно чтение стало для Любы настоящим увлечением. А затем появилась страсть заниматься сочинительством.

В детстве открыла для себя Любовь Воронкова и красоту русской природы. «Луга и поля; трава, в которой можно было утонуть с головой; леса, которые, казалось, доставали вершинами облака; ручей, бегущий среди кустов; красная земляничка на ветке — все было радостью!» — вспоминала Любовь Воронкова.

Жизнь в деревне, даже среди любимой природы, не удовлетворяла развитую и начитанную девушку. Вернувшись в Москву, Любовь Федоровна в 1929 году стала журналистом и сотрудником детского журнала «Пионер», много ездила по стране, писала о сельских тружениках.

Первые стихи были опубликованы в «Комсомольской правде», первая книга рассказов «Шурка» вышла в 1940 году. Затем последовали книги о войне, в том числе повесть «Девочка из города».

Повести Воронковой всегда глубоко созвучны тому, чем в этот период времени живут её читатели. Многие из них документальны. Например, «Алтайская повесть» — о жизни юных садоводов Горного Алтая, края неимоверной красоты, и развитии в этом северном регионе садоводства.

Последние годы жизни писала на историческую тему: о детстве и юности македонского царя, о его завоевательных походах. После поездки по Средней Азии, Любовь Федоровна написала книжку о жизни узбекских детей «Сад под облаками».

Дорогие девочки и мальчики! В нашей библиотеке есть такие книги Любови Воронковой, вышедших в печать в 2010-х годах.

Воронкова Л.Ф. Внучек Ваня : [рассказы : 6+] / Любовь Воронкова ; рисунки Э. Булатова и О. Васильева. — Москва : АСТ : Малыш, 2017. — 93 с. : цв. ил. — (Серия «Лучшие книги «Малыша»)

Воронкова Л.Ф. Живой фонарик : рассказы : [6+] / Любовь Воронкова ; худож.: Э. Булатов и О.  Васильев. — Москва : АСТ, 2018. — 77 с. : цв. ил. — (Библиотека начальной школы)

Воронкова Л.Ф. Солнечный денек : [повести :6+] / Любовь Воронкова ; худож. В. Дугин. — Москва : Стрекоза, 2011. — 61 с. : цв. ил. — (Библиотека школьника)

Воронкова Л.Ф. Дед рассказывает сказки : рассказы : [рассказы 6+] / Любовь Воронкова ; худож. Елена Дроботова. — Москва : Махаон, 2016. — 94 с.: цв. ил. — (Малышам о хорошем).

Две первые книги «Внучок Ваня» (2017 г.) и «Живой фонарик» (2018) содержат рассказы одинаковые. Главным действующим героем является мальчик Ваня дошкольного возраста, живущий в деревне в то время, когда там был колхоз. Его взаимоотношения с детьми-ровесниками и родными стали основой маленьких рассказов о нем. Есть семь рассказов, связанных временной рамкой – одной неделей. Каждый день с понедельника по воскресенье после отъезда мамы Вани в Москву происходят какие-то события в жизни самого Вани. Каждый день приносит приключения – приятные и не очень. Давайте послушаем аудио рассказ о том, что произошло с Ваней в первый день без мамы.

Во вторник Ваню взял посмотреть колхозное поле его отец. А там был дождик, который шёл не сверху, а снизу! Оказалось, что это специальные трубы для орошения поля.

В среду маленький Ваня узнал тайну появления цыплят на свет. Понял, что «выводиться» цыплята должны только самостоятельно, без вмешательства человека. Нельзя раньше положенного срока разбивать яйца! Ведь тогда цыплёнок просто погибнет.

В четверг Ваня вместе с другими ребятами пошёл собирать чёрную смородину. И научился собирать правильно – быстро и легко. Благодаря подсказке девочки Насти.

В пятницу получилось приключение с пчёлами. Собирая щавель, Ваня вместе с товарищами забрели на пчельник. Ваня спас от пчел мальчонку меньше его по возрасту, который испугался пчёл и не убегал от них. Вывел за руку Ваня Васятку, но остался покусан пчёлами.

В субботу Ваня осуществил свою мечту увидеть лося в лесу. Совсем недолго, наверное несколько секунд, огромный, мощный лось стоял на опушке леса. Но тут же скрылся из глаз.

Наконец, в воскресенье наступило то красное число, которое так ждал Ваня. Мама приехала!

В рассказе «Живой фонарик» Ваня благодаря отцу узнал о чудесной лесной тайне, о живом фонарике. «Ваня пригляделся и увидел «фонарик»: маленький, как искорка, светился в тёмной траве зелёный огонёк». Это оказалась лесная букашка, червячок, тело которого светилось во тьме.

В рассказах «Спор», «Пышки с сахаром», «Любимая внучка» речь идёт о вкусных пышках любимой бабушки. Из рассказа «Ягода земляника» читатель, если прочитает, сможет узнать какие ягоды подарочные предпочла бабушка: спелые, сладкие или зелёные, мятые.

В рассказе сказки про коровушек бабушка разговаривает со своими коровами, которых доит. Бурёнка, Чернушка и Красотка очень разные по характеру коровушки. Но каждая хочет ласки, внимания и угощения кроме сена. И с каждой коровкой бабушка договаривается.

Из рассказа «Петушиное слово» мы поймём, что главное волшебство при общении не только с людьми, но и с животными, это доброта, любовь и ласка.

В последнем рассказе «Вот так новость!» бабушке Арине Захаровне дали от колхоза путёвку в дом отдыха, к морю. И прихватить разрешили с собой маленького ребёнка. Претендентов двое: внучка Груня и внучек Ваня. Кого же выбрала бабушка?

В двух других книгах «Солнечный денёк» и «Дед рассказывает сказки» рассказы также повторяются. Взяты они из трёх повестей «Золотые ключики», «Солнечный денёк», «Снег идёт», написанных в послевоенные годы.

Здесь главные героини – две добрые и озорные девчушки дошкольного возраста Таня и Алёнка. Живут они в деревне, а здесь так здорово! Каждый день приносит так много нового и удивительного! Необходимо пояснить, что простая детская жизнь девочки Тани и её друзей проходит в деревне, в которой находится колхоз. И мама, и дедушка, и бабушка работают там в конце 1940 — начале 1950 гг. Ведь повести «Золотые ключики», «Солнечный денёк», «Снег идёт» написаны и изданы в 1948, 1949, 1950 годах. Жизнь эта не похожа на современную сельскую, не говоря уже о городской. Различные работы там нескончаемы, даже если человек не работает в колхозе. Местный житель вынужден каждый день ухаживать за сельскохозяйственными животными личными, носить воду из реки или колодца, полоть огород, собирать хворост и дрова для печи, которую ещё топить надо, самому выпекать хлеба, которых нет в магазине… Какие-то товары, вроде ёлочных гирлянд или особых свечек можно купить только в городе. Деревенский житель делает летом и осенью множество съестных заготовок да дрова ещё привозит заранее во двор. Вот про эту жизнь мы сможем узнать из рассказа «Бабушкины дела»

Только сама Таня ещё так мала, что совсем не понимает серьёзности и обязательности всех домашних дел. Её удел пока – это куклы, игры и простая посильная помощь по дому. На самом деле, если честно, это не помощь, а ознакомление с различными полезными действиями. Принести капусту, картошку, нарвать ягод, подмести. Танечка только учится тому, что бабушка умеет делать хорошо и быстро. И для девочки всё интересно, всё хочется увидеть, попробовать. Зимние холода её не пугают, ведь рядом всегда мама, бабушка и дедушка. Таня всегда тепло одета и накормлена. В доме тепло, ведь бабушка вовремя растапливает печку. Жить и исследовать эту жизнь приятно. Впереди так много новых и интересных событий!

Дорогие дети! Сейчас мы предлагаем вам вспомнить несколько понятий из вышеперечисленных рассказов Любовь Фёдоровны. Читайте задание к интерактивному упражнению «Названия в рассказах Воронковой»

В рассказах Воронковой присутствуют много братьев наших меньших, сельскохозяйственных животных. С помощью загадок попробуем их угадать в интерактивном кроссворде «Животные деревни»

Любовь Воронкова бережно следит за взрослением Тани и Аленки, жизнью в школе, участием их в жизни взрослых. И продолжением повествования о жизни девочек являются повести «Подружки идут в школу», «Командир звездочки». В последней повести проходят события целого школьного года. Тут и начало учебы, и 7 Ноября, когда подруги становятся октябрятами, и Новый год с шумной елкой, и первые школьные каникулы. Таня становится командиром звёздочки. Все события проходят там же в деревне, в колхозе.

Таня читала очень хорошо. А вот считать и писать не любила. Не так уж трудно решить все эти задачки и примеры. Но вот начисто переписать… Пока-то все эти цифры поставишь! Да ещё надо так поставить, чтобы они ровно стояли, набок не валились, и чтобы они все одинакового роста были, да ещё чтобы ни одной кляксы не получилось. А ведь чернила-то жидкие, они так и бегут с пера!
 – Ну-ну, не ленись, – сказала бабушка, – тебе теперь лениться никак нельзя: ты ведь командир, а на командира вся звёздочка смотрит!
 Таня вздохнула, отложила книгу и снова уселась за уроки. Ну, уж она-то свою звёздочку не подведёт!
 Таня и задачку, и все примеры решила правильно. Переписала чисто и ни одной кляксы не поставила. Теперь и погулять можно. Но подошла к окну, посмотрела, а там седые тучи висят чуть не до земли, по крышам волочатся. Берёзы шумят под ветром, все свои длинные ветки вытянули в одну сторону, будто руки протянули и просят о чём-то. Может, это они ветер упрашивают, чтобы не ломал им сучьев?
 И Снежка не видно. Наверное, забился под крыльцо и сидит там. Ну, какое уж гулянье по такой погоде!
 «А сказка-то!» – вспомнила Таня. 
 Она уселась в уголок около окна и принялась читать сказку про Снегурочку.

Кроме учебы также надо было помогать бабушке по хозяйству. Несложно, но очень необходимо.

«Тут пришла бабушка с водой. Она поставила тяжёлые вёдра на лавку и сказала:
 – Танюшка, там куры всей стаей на меня набросились. Покорми их, пожалуйста!
 Таня вышла во двор, созвала кур, дала им корму. И пока они клевали, стояла около них. Задиристых отгоняла, потому что они другим клевать не дают. А слабых и робких в сторонке из рук подкармливала, потому что им совсем мало достаётся корму»

Конечно, сейчас уже нет таких колхозов, везде используется техника, люди даже в деревне живут совсем по-другому, нет уже октябрят и пионеров. Но жизнь в то далёкое время была насыщенной и интересной для современников. Детство тех детей, давно постаревших уже, кажется не омраченным ничем, радостным, словно омытым весенним, добрым дождем. Природа прекрасна, одушевлена и кажется вся волшебной в глазах девочки.

«Пушистые пахучие цветы кивали Тане из-под кустов. На светлых полянах из травы поглядывали на Таню красные ягоды. Тонкие лиловые колокольчики покачивались перед ней. Малиновая липкая дрема легонько, цеплялась за платье» 

Одно удовольствие читать о такой деревенской жизни и нам, спустя целых 70 лет! Хотя, как было сказано уже ранее, бытовая сторона жизни в деревне была весьма и весьма нелёгкой, непривычной городскому жителю. И спасибо Любови Фёдоровне за её чудесные рассказы и повести о послевоенной жизни.

Литературный час подготовила Лапицкая И.А., ведущий библиотекарь. До свидания, до новых встреч!