Дорогие ребята, сегодня в устном журнале вы узнаете о знаменитых на весь мир художественных промыслах России.
Страница первая: Городец – резьба по дереву.

Городецкая резьба по дереву берёт своё начало с середины 19 века. Первые элементы её можно встретить в виде резных городецких прялок. Они имели свою отличительную особенность в виде гребня. Мастера в то время использовали технику инкрустации, которая позволяла украсить изделие и выделить некоторые элементы на нём. Над художественной резьбой работали целые поколения резчиков-кустарей. Веками вырабатывались вкусы и стили.
![]() | ![]() |
В городецкой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья одуванчика, виноградные лозы с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастических цветов, которых нет в природе.
Городецкая резьба – это удивительное мастерство в работе с деревом. Идеальные фигурные элементы можно встретить в городе при оформлении подкрышного пространства, на карнизах, оконных ставнях и практически везде, где присутствует дерево. Во всём быту России дереву всегда принадлежала особая роль. Один из первых исследователей народного искусства В.С. Воронов писал:
«Дерево во всех его разнообразных бытовых формах – от зыбки и игрушки до гроба и намогильного креста – сопутствовало народной жизни. Трудовая рука крестьянина всегда находилась в связи с деревом: рубила, пилила, строгала, тесала, вырезывала. Дерево играло роль хлеба в хозяйственно-бытовой жизни».
Деревянную резьбу, украшавшую избы в деревнях и сёлах близ Городца, в разное время называли по-разному: «глухой резьбой», «домовой», но в дальнейшем «корабельною резью», поскольку изначально такой резьбой украшали носовые части кораблей и лодок.
![]() | ![]() |
Другой ветвью происхождения городецкой резьбы по дереву считается искусство городецкий корабелов. С давних времён городецкие плотники строили коноводки, лодки, струги, расшивы. Особенно красиво и искусно делались здесь расшивы, борта которых украшались самобытной городецкой резьбой.
Расшива – это деревянное плоскоходное судно. Только за одну лишь зиму 1844 года в Городце было построено 163 судна. Красиво отделанные искусной рукой резчика, прочные и лёгкие на ходу, городецкие расшивы (баржи) пользовались известностью по всей Волге, не имели себе равных.
![]() | ![]() | ![]() |
Как только у Царицина, либо в верховьях Волги, у Ярославля, появится расшива, то каждый водолив или бурлак, увидя пришедшее судно, мог сразу, без ошибки, сказать:
«Опять городецкий купец пожаловал! Ишь, как легко идёт расшива! А резьба-то на бортах, словно твой иконостас!» – так рассказывает одна бывальщина.
Борта расшивы расписывались глухой городецкой резьбой и росписью. По ним и корме делались разные надписи, даты, фамилии хозяина судна, или мудрые изречения, например, «Бог – моя надежда!».
Знаменитая городецкая резьба и роспись отразились в местных пословицах и поговорках:
«Ерёма, Ерёма, сидел бы ты дома да точил веретёна».
Особенно богато украшались фасадные доски, оконные наличники и ставни изб, где резные образы сплетались в сложные композиции.
![]() | ![]() | ![]() |
Мастера резьбы использовали различные мотивы родной природы: симметрично располагающийся богатый растительный орнамент, вазоны с пышными букетами, виноградные лозы, а также символы, главные элементы которых – ромб как символ земли и круг – символ солнца (иногда восходящего солнца – полукруг). Соединение круга и ромба всегда считалось символом плодородия. Образы мифических, сказочных существ: русалки-фараоночки (полуженщины-полурыбы), птицы-сирены с женским лицом и роскошным хвостом павлина, птицы-львы.
Кроме того, мастера Нижегородского края, занимаясь выразительной рельефной резьбой по дереву, изготавливали шкатулки, панно, сундуки, резные доски с фигурами животных. Знамениты на всю страну городецкие резчики традиционных пряничных досок, с помощью которых штампуются узоры на пряниках перед выпечкой и в наше время.
Пряничные доски – особое произведение искусства резьбы. Не случайно резные пряничные доски 18-19 веков хранятся в собрании Государственного исторического музея, а в самом Городце создан известный теперь в России и за рубежом Музей пряника, в котором представлены уникальные экспонаты таких досок городецких мастеров.
Игровое задание: соберите пазл «Городецкий пряник».
Страница вторая: Золото нижегородских лесов.

Огненная, пламенная, яркая. Хохломской промысел — один из самых древних на Руси. Зародился в глухих лесных деревнях. Нижегородские леса в ХVII веке служили пристанищем для старообрядцев. В их числе были мастера-иконописцы. Именно они, по преданиям, и подсказали крестьянам технику росписи, ставшей впоследствии хохломой.
Получила свое имя хохлома от названия торговой деревни, где продавали расписную посуду. Промысел возник после освобождения от татаро-монгольского ига. Захватчики опустошили земли, и жители разграбленных деревень кормились продажей расписных изделий.
![]() | ![]() | ![]() |
Хохломское золото — лишь видимость. Покрывают дерево серебристым оловом. А вот после обжига хохлома принимает свой драгоценный вид. Весь секрет — в специальном лаке из льняного масла.
Отличительная черта хохломы — растительный орнамент, выполненный черной и красной краской на золотом фоне. Естественно, это не настоящее золото. Подоный эффект достигается, когда на посуду наносят оловянный порошок, а потом обжигают в печи.
Хохломская роспись может осуществляться двумя способами. Первый — это «верховая» роспись, когда сначала закрашивают фон, а сверху наносят рисунок. Второй — роспись «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется черной краской.
Хохломская роспись выполняется тонкой кистью и только вручную. Поэтому двух абсолютно одинаковых орнаментов быть не может. Расписывают самые разные вещи: посуда, ложки, подносы и даже некоторые элементы мебели.
![]() | ![]() | ![]() |
Своим развитием хохлома обязана монастырям. В старину олово стоило дорого. Вот и работали по подряду в святых обителях. Лишь для Троице-Сергиевой лавры посуду делали жители 80 деревень.
По Волге отправляли хохлому в далекие страны. Расписную посуду охотно покупали в Персии, Индии, Средней Азии. На Всемирной выставке 1889 года хохломская роспись покорила Париж.
Начиная с XIX века, одним из самых узнаваемых и популярных товаров была хохломская ложка. На ее изготовление мастера тратили не более 15 минут. Предприимчивые немцы пытались наладить свое производство, но качеством их изделия не вышли.
Самая большая ложка в мире расписана под хохлому. Ее длина — 2 метра 67 сантиметров. Хранится гигантский столовый прибор в музее при фабрике хохломы в Семёнове. В числе экспонатов — и двухметровая чаша братина.

Город Семёнов был официально признан столицей художественных промыслов, и именно там проходит Международный фестиваль народных промыслов «Золотая хохлома».
Игровое задание: Ребята, вам нужнопродолжить фразу.
Страница третья: Синие цветы Гжели.
Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса! Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Какие розы и пионы На чашках пишут мастера И сине белые бутоны Прекрасны нынче как вчера!

Гжель – один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. 27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.
![]() | ![]() | ![]() |
Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета. Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает. Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.
![]() | ![]() | ![]() |
Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.
На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название. Гжельские сюжеты —зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.
Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор — откуда пошло название промысла.
Версий несколько: от старорусского «жгель» — посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области. Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.
![]() | ![]() | ![]() |
Завидна историческая судьба Гжели. Став одним из известнейших центров русского народного искусства более двух веков назад, она и сегодня вызывает заслуженную гордость своим искусством, одновременно старинным и остро современным, соединяющим разделенные столетиями отечественной культуры. Искусство ее плодотворно и прекрасно, как люди и земля этого исконно русского края, о которой М. В. Ломоносов сказал:
«Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете …разве между глинами, для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская… которой нигде не видал я белизною превосходнее».
Игровое задание: ребята, предлагаю вам поучаствовать в викторине и показать своих знания в народных промыслах.
Эти книги вы найдёте в библиотеках города.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
- Лаврова С. А. Русские игрушки, игры, забавы: [для младшего и среднего школьного возраста]. Москва, 2009 (История России);
- Александрова Л. А. Деревянное зодчество Руси: [Для среднего школьного возраста]. Москва, 2003 (История России);
- Ожич Е. М. Ремесла русского народа: [для младшего школьного возраста]. Санкт-Петербург, 2017 (Серия «Сто тысяч почему»);
- Клиентов А. Е. Народные промыслы: [для среднего школьного возраста]. Москва, 2004 (История России).
Материал подготовила и разместила в блоге: библиотекарь Станкевич Е.В.