Городец, Хохлома и Гжель

Дорогие ребята, сегодня в устном журнале вы узнаете о знаменитых на весь мир художественных промыслах России.

Страница первая: Городец – резьба по дереву.

Городецкая резьба по дереву берёт своё начало с середины 19 века. Первые элементы её можно встретить в виде резных городецких прялок. Они имели свою отличительную особенность в виде гребня. Мастера в то время использовали технику инкрустации, которая позволяла украсить изделие и выделить некоторые элементы на нём. Над художественной резьбой работали целые поколения резчиков-кустарей. Веками вырабатывались вкусы и стили.

В городецкой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья одуванчика, виноградные лозы с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастических цветов, которых нет в природе.

Городецкая резьба – это удивительное мастерство в работе с деревом. Идеальные фигурные элементы можно встретить в городе при оформлении подкрышного пространства, на карнизах, оконных ставнях и практически везде, где присутствует дерево. Во всём быту России дереву всегда принадлежала особая роль. Один из первых исследователей народного искусства В.С. Воронов писал:

«Дерево во всех его разнообразных бытовых формах – от зыбки и игрушки до гроба и намогильного креста – сопутствовало народной жизни. Трудовая рука крестьянина всегда находилась в связи с деревом: рубила, пилила, строгала, тесала, вырезывала. Дерево играло роль хлеба в хозяйственно-бытовой жизни».

Деревянную резьбу, украшавшую избы в деревнях и сёлах близ Городца, в разное время называли по-разному: «глухой резьбой», «домовой», но в дальнейшем «корабельною резью», поскольку изначально такой резьбой украшали носовые части кораблей и лодок.

Другой ветвью происхождения городецкой резьбы по дереву  считается искусство городецкий корабелов. С давних времён городецкие плотники строили коноводки, лодки, струги, расшивы. Особенно красиво и искусно делались здесь расшивы, борта которых украшались самобытной городецкой резьбой.

Расшива – это деревянное плоскоходное судно. Только за одну лишь зиму 1844 года в Городце было построено 163 судна. Красиво отделанные искусной рукой резчика, прочные и лёгкие на ходу, городецкие расшивы (баржи) пользовались известностью по всей Волге, не имели себе равных.

Как только у Царицина, либо в верховьях Волги, у Ярославля, появится расшива, то каждый водолив или бурлак, увидя пришедшее судно, мог сразу, без ошибки, сказать:

«Опять городецкий купец пожаловал! Ишь, как легко идёт расшива! А резьба-то на бортах, словно твой иконостас!» – так рассказывает одна бывальщина.

Борта расшивы расписывались глухой городецкой резьбой и росписью. По ним и корме делались разные надписи, даты, фамилии хозяина судна, или мудрые изречения, например, «Бог – моя надежда!».

Знаменитая городецкая резьба и роспись отразились в местных пословицах и поговорках:

«Ерёма, Ерёма, сидел бы ты дома да точил веретёна».

Особенно богато украшались фасадные доски, оконные наличники и ставни изб, где резные образы сплетались в сложные композиции.

Мастера резьбы использовали различные мотивы родной природы: симметрично располагающийся богатый растительный орнамент, вазоны с пышными букетами, виноградные лозы, а также символы, главные элементы которых – ромб как символ земли и круг – символ солнца (иногда восходящего солнца – полукруг). Соединение круга и ромба всегда считалось символом плодородия. Образы мифических, сказочных существ: русалки-фараоночки (полуженщины-полурыбы), птицы-сирены с женским лицом и роскошным хвостом павлина, птицы-львы.

Кроме того, мастера Нижегородского края, занимаясь выразительной рельефной резьбой по дереву, изготавливали шкатулки, панно, сундуки, резные доски с фигурами животных. Знамениты на всю страну городецкие резчики традиционных пряничных досок, с помощью которых штампуются узоры на пряниках перед выпечкой и в наше время.

Пряничные доски – особое произведение искусства резьбы. Не случайно резные пряничные доски 18-19 веков хранятся в собрании Государственного исторического музея, а в самом Городце создан известный теперь в России и за рубежом Музей пряника, в котором представлены уникальные экспонаты таких досок городецких мастеров.

Игровое задание: соберите пазл «Городецкий пряник».

Страница вторая: Золото нижегородских лесов.

Огненная, пламенная, яркая. Хохломской промысел — один из самых древних на Руси. Зародился в глухих лесных деревнях. Нижегородские леса в ХVII веке служили пристанищем для старообрядцев. В их числе были мастера-иконописцы. Именно они, по преданиям, и подсказали крестьянам технику росписи, ставшей впоследствии хохломой.

Получила свое имя хохлома от названия торговой деревни, где продавали расписную посуду. Промысел возник после освобождения от татаро-монгольского ига. Захватчики опустошили земли, и жители разграбленных деревень кормились продажей расписных изделий.

Хохломское золото — лишь видимость. Покрывают дерево серебристым оловом. А вот после обжига хохлома принимает свой драгоценный вид. Весь секрет — в специальном лаке из льняного масла.

Отличительная черта хохломы — растительный орнамент, выполненный черной и красной краской на золотом фоне. Естественно, это не настоящее золото. Подоный эффект достигается, когда на посуду наносят оловянный порошок, а потом обжигают в печи.

Хохломская роспись может осуществляться двумя способами. Первый — это «верховая» роспись, когда сначала закрашивают фон, а сверху наносят рисунок. Второй — роспись «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется черной краской.

Хохломская роспись выполняется тонкой кистью и только вручную. Поэтому двух абсолютно одинаковых орнаментов быть не может. Расписывают самые разные вещи: посуда, ложки, подносы и даже некоторые элементы мебели.

Своим развитием хохлома обязана монастырям. В старину олово стоило дорого. Вот и работали по подряду в святых обителях. Лишь для Троице-Сергиевой лавры  посуду делали жители 80 деревень.

По Волге отправляли хохлому в далекие страны. Расписную посуду охотно покупали в Персии, Индии, Средней Азии. На Всемирной выставке 1889 года хохломская роспись покорила Париж.

Начиная с XIX века, одним из самых узнаваемых и популярных товаров была хохломская ложка. На ее изготовление мастера тратили не более 15 минут. Предприимчивые немцы пытались наладить свое производство, но качеством их изделия не вышли.

Самая большая ложка в мире расписана под хохлому. Ее длина — 2 метра 67 сантиметров. Хранится гигантский столовый прибор в музее при фабрике хохломы в Семёнове. В числе экспонатов — и двухметровая чаша братина.

Город Семёнов был официально признан столицей художественных промыслов, и именно там проходит Международный фестиваль народных промыслов «Золотая хохлома».

Игровое задание: Ребята, вам нужнопродолжить фразу.

Страница третья: Синие цветы Гжели.

Поверить трудно: неужели
 Всего два цвета? Чудеса!
 Вот так художники из Гжели
 На снег наносят небеса!
 Какие розы и пионы
 На чашках пишут мастера
 И сине белые бутоны
 Прекрасны нынче как вчера! 

Гжель – один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. 27 деревень, так называемый «Гжельский куст».  Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета. Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает. Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.

Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.
На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название. Гжельские сюжеты —зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют  Масленицу…  После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор — откуда пошло название промысла.
Версий несколько: от старорусского «жгель» — посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области. Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.

Завидна историческая судьба Гжели. Став одним из известнейших центров русского народного искусства более двух веков назад, она и сегодня вызывает заслуженную гордость своим искусством, одновременно старинным и остро современным, соединяющим разделенные столетиями отечественной культуры. Искусство ее плодотворно и прекрасно, как люди и земля этого исконно русского края, о которой М. В. Ломоносов сказал:

«Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете …разве между глинами, для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская… которой нигде не видал я белизною превосходнее».

Игровое задание: ребята, предлагаю вам поучаствовать в викторине и показать своих знания в народных промыслах.

Эти книги вы найдёте в библиотеках города.

  1. Лаврова С. А. Русские игрушки, игры, забавы: [для младшего и среднего школьного возраста]. Москва, 2009 (История России);
  2. Александрова Л. А. Деревянное зодчество Руси: [Для среднего школьного возраста]. Москва, 2003 (История России);
  3. Ожич Е. М. Ремесла русского народа: [для младшего школьного возраста]. Санкт-Петербург, 2017 (Серия «Сто тысяч почему»);
  4. Клиентов А. Е. Народные промыслы: [для среднего школьного возраста]. Москва, 2004 (История России).

Материал подготовила и разместила в блоге: библиотекарь Станкевич Е.В.