Ракульская роспись

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы познакомимся с ещё одним народным промыслом европейского севера России. Ранее мы встречались с мезенской росписью, теперь же нас ждёт роспись ракульская.

Ракульская роспись или Ракулка – это народный русский промысел, который зародился в Красноборском районе Архангельской области России.

Географическое расположение центров крестьянской росписи по дереву в бассейне Северной Двины. Источник: Тимофеева Л. Ф. Уфтюжская роспись : метод. пособие для преподавателей северной росписи по дереву / Л. Ф. Тимофеева. – Архангельск : Правда Севера, 2000.

Своё название красивая и старинная роспись получила от глубокой полноводной реки Ракулки, которая является притоком Северной Двины. Культурным центром этого промысла считается Ульяновская деревня. Вместе с пермогорской и северодвинской росписью входит в понятие росписи северодвинского типа. Возникла она в середине 19 века, а к 1930-м годам стала понемногу исчезать из культуры. Считается, что этот промысел возник и передавался из поколения в поколение в семье Витязевых. Витязевы передавали своё мастерство через поколения.

Северодвинская (борецкая) роспись
Пермогорская роспись, современный вид
Пелагея Андреевна Витязева, последний мастер ракульской росписи. 1959 год.
Источник: Круглова О. В. Народная роспись Северной Двины. Москва: Изобразительное искусство, 1987. С. 26.

Особенности росписи

На протяжении всего своего развития роспись приобрела характерные особенности, которые присущи только ей. Стоит отметить, что ракульская роспись очень отличается от промыслов, которые процветали в округе. Во времена своего пика по художественным качествам промысел не уступал крайне популярному пермогорскому промыслу.

Деревянное блюдо

Этот народный промысел отличался золотисто-охристыми и чёрными цветами. Чаще всего они выступали в ансамбле с насыщенным зелёным и красно-коричневым цветом. Особенностью орнамента является то, что он всегда довольно крупных размеров. Главные декоративные элементы – это листья. Чёрный цвет обычно используют для придания контура. В ракульской росписи его также используют для разукрашивания различных деталей, таких как усики, завитки и прожилки.

Шкатулка

Цветовая гамма росписи

Среди основных цветов, используемых в ракульской росписи по дереву, можно назвать следующие:

  • золотистый
  • охристые оттенки
  • черный цвет
  • зеленый цвет
  • голубой цвет
  • коричнево-красные оттенки

Отличительной особенностью ракульской росписи является то, что контур всех элементов подчеркнут тонкой линией чёрного цвета. Кроме этого, некоторые детали рисунка выполнены в чёрном цвете. В этом состоит основное отличие от изображений борецкой росписи.

Тематика рисунков

Мотивы изображений ракульской росписи не отличаются большим разнообразием. Чаще всего можно встретить следующие виды рисунков:

  • Растительный орнамент в виде переплетающихся ветвей и листьев.
  • Крупные изображения листьев на кустиках.
  • Стилизованные изображения птиц — сорок, кур и петухов
Красочный элемент ракульской росписи
Красочный элемент ракульской росписи

Некоторые отдельные образцы росписи могут похвастаться орнаментом белых полукружий. При этом ракульская роспись имеет свою чёткую структуру и схему. Базовая сторона прялки делится на три основные части. Нижняя часть заполняется орнаментом в виде вертикальной ветки с симметричными и крупными листьями, а также с насыщенно-чёрными усиками. Выше расположен квадрат, в котором традиционно размещалась птица, что по внешнему виду напоминает нечто общее между сорокой и курицей. Верхнюю часть занимает ветка с очень массивными листьями, которые чередуются сдвоенной и трёхлистной формой. Роспись внутренней части практически является повтором базовой, особенно в нижней и средних частях.

Ракульская прялка, фасадная и обратная сторона

Ракульская роспись, элементы которой многочисленны, состоит из капелек, усиков, брызг, завитков или полукружий. Главное назначение этих элементов состоит в украшении изделия. Все завитушки выполняются, в основном, в чёрном цвете. Если эти завитки располагаются на цветастом фоне, то они выполняются в белых цветах. Некоторые фрагменты необходимо прорисовывать при помощи кисти.

Набируха для ягод, ракульская роспись середины 19 в. Мастер Дмитрий Фёдорович Витязев

Также стоит отметить, что ракульская живопись относится к графическому типу. Река Ракулка дала для мастеров много сюжетов, и главный из них – бегущий орнамент, который напоминает игривые узоры реки. Следует отметить пластичность каждого элемента, ведь, несмотря на строгую структуру, формы остаются плавными и округлыми. Орнамент ракульской росписи состоит из растений-лиан, которые украшены крупными листьями, крепящимися к стеблю. Что же отличает этот орнамент от других похожих промыслов — прежде всего борецкого, пермогорского и пучужского мастерства?

Первая особенность – это растительная тематика, которая преобладает во всех рисунках. Даже там, где изображены животные, всегда можно найти много растительных элементов. Листья выполняются преимущественно в каплевидной форме, которая лаконична и кругла. При этом стоит отметить некую скупость на цветовую гамму, ведь разнообразия красок на ракульских прялках не найти. Также следует отметить такой важный элемент, как экономное использование крохотных элементов, которые являются резкой отличительной чертой от других географически близких видов росписи.

народный промысел

Также следует отметить фантастичность растений. В этом проявляется народная символика, которая была присуща народам Русского Севера. Фантастические, цветные, переливчатые цветы означали радость в доме, неиссякаемое богатство, богатые урожаи. Рисунки направлены к матери-природе, у которой народ просит благоволения и плодовитости. Также можно отметить характерное изображение птичек. Маленькие, но удаленькие птички со вздернутым хвостиком – вот та самая «изюминка» ракульской росписи.

Немного отдохните и попробуйте собрать ракульскую тарелочку ~

Технология ракульской росписи

Грунт для росписи готовили из материалов, традиционных для икон: рыбьего клея и мела, иногда добавляя для плотности свинцовые белила или белую глину, без примеси красителей и пигментов. Роспись вели в основном по белому фону. Для получения красок использовали пигменты не только местные (охры, сажа и т.д.), но и покупные (ультрамарин, малахит). В качестве белил использовали белую глину.

Фрагмент росписи прялки. Вторая половина XIX века. Северная Двина.

Для покрытия и защиты красочного слоя использовали сложный состав из заваренного мучного клея с яичным желтком. Такое покрытие не боится сырости, холодной воды, механических воздействий и имеет блестящую стекловидную поверхность. Образовавшаяся плёнка обладала ярко выраженным жёлтым оттенком (благодаря желтку), и именно она создавала дополнительный художественный эффект в общем колорите ракульской росписи, а не цветной грунт, как предполагалось ранее. Таким образом, ракульская роспись превращалась в жёлтофонную лишь на заключительном этапе, после нанесения защитного покрытия.

Фрагмент росписи прялки. Начало XX века. Северная Двина.

В 1930-е годы, последние годы существования ракульского центра росписи, мастерам стало сложно доставать краски. Некоторые заменили зеленый цвет охрой, вынужденно отказались от белой оживки. Гармоничный колорит росписи утратился по причине использования искусственных анилиновых красителей,  фон стал излишне ярким. Но изобразительная манера и композиционное решение сохранялись даже на последних работах.

Прялка с ракульской росписью. Оборот. Фрагмент росписи лопасти прялки. Начало ХХ века. Северная Двина.

Где можно увидеть предметы с ракульской росписью?

Предметы с ракульской росписью входят в коллекции разных музеев России. Их можно увидеть в:

  • Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» (г. Архангельск),
  • Красноборском историко-мемориальном и художественном музее имени С.И. Тупицына ( с. Красноборск, Архангельская область),
  • Государственном историко-архитектурном и этнографическом Музее-заповеднике «Кижи» (о. Кижи, Республика Карелия),
  • Российском этнографическом музее (г. Санкт-Петербург),
  • Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург),
  • Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва),
  • Сахалинском областном художественном музее (г. Южно-Сахалинск),
  • Сергиево–Посадском государственном историко-художественном музее–заповеднике (г. Сергиев Посад),
  • Смоленском государственном музее-заповеднике. 

И в завершение – викторина об особенностях ракульской области ~

Выполнила завсектором Берхард Е.А.

Источники: 1, 2, 3, 4, 5