Валерий Павлович Чкалов: «Если быть, то быть первым»!
День Героев Отечества в России — это памятная дата, которая отмечается ежегодно 9 декабря. Сегодня День Героев Отечества — дань высочайшего государственного и общественного уважения к тем, кто удостоен самых почетных государственных наград — званий Героев Советского Союза, Российской Федерации, ордена Святого Георгия и ордена Славы.
Герой Советского Союза летчик Валерий Чкалов был кумиром миллионов мальчишек Советского Союза.
Герой Советского Союза летчик Валерий Чкалов. |
Ребята, давайте узнаем за что же был удостоен Валерий Павлович Чкалов звания Героя Советского Союза?
В ноябре 1930 года Чкалов был направлен на работу в Московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях «Звена» (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.
С января 1933 года Валерий Чкалов переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39. Он испытывал новейшие самолёты-истребители 30-х годов И-15 и И-16 конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1, ВИТ-2, а также тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Испытывая истребители, В.П. Чкалов усовершенствовал и видоизменял многие фигуры высшего пилотажа. Некоторые фигуры он отрабатывал и выполнял впервые. С полным правом он считается автором замедленной управляемой бочки и восходящего штопора. Он довел до совершенства перевернутую петлю Нестерова, выход из перевернутого штопора и другие сложные маневры.
Дальневосточный перелёт В. Чкалова
Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20-22 июля 1936 года, когда, возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина.
За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем участникам (в экипаж Чкалова входили также летчики Александр Васильевич Беляков и Георгий Филиппович Байдуков) присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В годы первых пятилеток СССР стремительно становился индустриальной державой, выходя по многим показателям на уровень ведущих стран мира. В стране успешно развивается тяжелое самолетостроение, совершаются дальние перелеты, демонстрирующие миру наши успехи. Один из таких перелетов был совершен 20-22 июля экипажем самолета АНТ-25 РД – «рекорд дальности» в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова из Москвы на остров Удд.
Подобный перелет стал возможным благодаря спроектированному и созданному в Констру́кторском бюро́ А.Н. Туполева самолету АНТ-25 (РД). Эта машина выгодно отличалась по своим аэродинамическим качествам и возможностям. Замысел самолета возник в 1932 году. Он был воплощен через год. Это действительно был (по тем временам) передовой самолет, специально предназначенный для дальних полетов. Классический моноплан с необычайно большими крыльями, чей размах составлял 34 метра, а удлинение — 13,1. На машине было установлено убираемое шасси и первая отечественная конструкция винтового противообледенительного устройства. Стоит упомянуть и тот факт, что ведущим конструктором АНТ-25 был талантливый молодой конструктор КБ А.Н. Туполева П. Сухой, будущий создатель прославленных самолетов марки «Су».
По убеждению Г. Байдукова, не было лучшей кандидатуры, чем Валерий Чкалов, с которым он плечом к плечу работал в НИИ ВВС. Они хорошо знали друг друга. Но, как это ни кажется парадоксальным, первая беседа Г. Байдукова с Валерием Чкаловым оказалась безрезультатной. Чкалов отказался, так как считал себя летчиком-истребителем и не имел опыта длительных полетов, в том числе по приборам. Однако скромность Чкалова еще больше убедила Г. Байдукова в том, что он сделал правильный выбор. И вот, наконец, Валерий Павлович согласился. Он провел самостоятельный полет на АНТ-25, чтобы самому оценить его качества. Полет проходил в февральский день при низкой облачности. После полета Чкалов заявил: «Да это просто чудо, а не самолет! Какие же молодцы туполевцы».
…Ранним утром 20 июля 1936 года, со специально сооруженной стартовой площадки подмосковного аэродрома близ Щелкова начал свой легендарный полет на Дальний Восток АНТ-25 с экипажем в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова. Ему предстояло пройти без посадки над топкими болотами Белозерья, гористым Кольским полуостровом, над холодными водами Баренцева моря и Северной Землею, быть в тысяче верстах от Северного полюса, пересечь таежную глухомань Якутии и достичь Камчатки..
Итак, перегруженный большим запасом горючего, самолет прошел ниже заводских труб Щелкова. Первые двенадцать часов самолет, вел Чкалов. Байдуков выполнял задачи штурмана и радиста, у Белякова было время отдыха. К середине дня АНТ-25 вышел к Баренцеву морю, а к закату — к острову Виктория.
В наступившие первые минуты 21 июля самолет пролетел над Землей Франца-Иосифа. Здесь поджидала первая неприятность — машина быстро начала покрываться льдом. К тому же экипаж встретился с обширным циклоном. В бортовом журнале было зафиксировано девятнадцать изломов маршрута… Попытка бороться с обледенением путем изменения высоты полета тоже не привела к успеху.
После бухты Тикси полет проходил уже над сушей. Наступило 22 июля. Крылатая машина вышла к Тихому океану, а вскоре и к Петропавловску-Камчатскому. В труднейших условиях цель была достигнута, но горючего еще оставалось много, и Чкалов решил продолжить полет до острова Сахалин. Над Петропавловском сбросили вымпел, а самолет, взял новый курс, полетел над Охотским морем.
Холодное море встретило экипаж неприветливо. Шел дождь, туман стелился до самой воды. Экипаж принял решение снизиться и сменить курс на Хабаровск, рассчитывая успеть прилететь до конца светового дня к устью Амура, в дальнейшем рассчитывали идти над рекой. Дождь не позволил определить высоту полета, опасно выросли впереди береговые скалы. Чкалов резко увел самолет вверх, но началось обледенение, что на высотах порядка 2500 метров приводило к угрожающей вибрации. Оставалось только срочное снижение. В 21 час 25 минут экипаж радировал: «Туман до земли. Беда».
Выйдя из облачности буквально в 10-15 метрах от поверхности воды, определили, что самолет находится в районе трех небольших островов: Кэос, Лангр и Удд (теперь они соответственно называются островами Белякова, Байдукова, Чкалова). Уже быстро темнело, шел сильный дождь. Чкалов завел самолет на посадку на остров Удд. Над оврагом летчик добавил газ и, приказав Байдукову отбежать в хвост, мастерски посадил машину. Правда, при посадке один из валунов попал между колесами левой стойки шасси и напрочь оторвал одно из них.
Полет длился 56 часов 20 минут. Его дальность составила 9374 километра. Экипаж дал радиограмму: «Всем, всем. Экипаж АНТ-25 совершил благополучную посадку вблизи Николаевска, на острове Удд. Все в порядке».
Полет экипажа В. Чкалова на Дальний Восток с восторгом осветили средства массовой информации в нашей стране и за рубежом.
Поврежденное при посадке на остров Удд колесо отремонтировал прилетевший через двое суток на самолете ТБ-3 из Москвы с группой рабочих Е. Стоман. Взлет со сплошного песка, где сел самолет, был невозможен, и пришлось соорудить уникальную деревянную взлетную полосу, с которой экипаж В. Чкалова стартовал в Москву.
Остается добавить, что самолет АНТ-25, на котором был совершен беспосадочный перелет на остров Удд, сохранился до наших дней. Редчайшая реликвия авиационной науки и техники нашей Родины находится в павильоне-ангаре у дома-музея В. Чкалова на его родине, в бывшей слободе Василево, ныне городе Чкаловске Нижегородской области.
Рожденный летать, он управлял самолетом до последнего мгновенья своей жизни, пока глаза видели родную землю, а руки держали штурвал. Валерий Павлович Чкалов был летчиком, ставившим рекорды, легендой своего времени. Он погиб 15 декабря 1938 года во время испытания истребителя И-180. Ему было 34 года.
В 2019 году воздушная гавань Нижнего Новгорода получила имя уроженца Нижегородской области лётчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова. В год 800-летия Нижнего Новгорода на центральном фасаде аэровокзала появилось масштабное декоративное панно из стали, на котором изображен маршрут первого в истории беспосадочного полёта через Северный полюс в Ванкувер. Перед ним установлен бронзовый бюст Валерия Чкалова, отлитый по проекту скульптора, народного художника России Салавата Щербакова.
Ребята, предлагаю проверить полученные знания ответив на вопросы викторины «Герой Отечества – Валерий Чкалов».
Мероприятие подготовила и разместила библиотекарь Станкевич Е.В.