Всемирный день писателя

Всем привет! На календаре 3 марта, а значит время праздновать Всемирный день писателя ✒ Что же это за праздник такой и какова его история? Давайте разбираться.

История праздника

Всемирный день писателя отмечается практически во всех странах ежегодно 3 марта. Полное название этого праздника – Всемирный день мира для писателя, он был учреждён по решению 48-го конгресса Международного ПЕН-клуба (International PEN Club), который проходил с 12 по 18 января 1986 года.

ПЕН-клуб был основан в Лондоне в 1921 году. Название организации — аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов Poets — поэты, Essayists — очеркисты, Novelists — романисты. Интересно, что аббревиатура в данном случае совпадает со словом pen — в переводе с английского — ручка.

3 марта — Всемирный день писателя. С праздником! | Информационный портал  Hohlev.ru

Идея создания организации принадлежит английской писательнице Кэтрин Эми Доусон-Скотт. Первым президентом ПЕН-клуба стал Джон Голсуорси. В 1923 году состоялся первый международный конгресс ПЕН-клуба в Лондоне, в то время пен-центры были созданы в 11 странах мира. Сегодня подобные центры действуют в 130 странах.

John Galsworthy 2.jpg
Джон Голсуорси

Принципы ПЕН-клуба

ПЕН-клуб – это международное объединение писателей, которое «выступает в защиту принципов свободы информации внутри каждой страны и между всеми странами». Eго члены обязуются выступать против подавления свободы слова в любой её форме в тех странах и обществах, к которым они принадлежат, а также во всём мире, когда это представляется возможным.

ПЕН-клуб выступает в защиту свободы печати и против произвольного применения цензуры в мирное время. ПЕН-клуб считает, что необходимое продвижение человечества к более высоким формам политической и экономической организации требует свободной критики правительства, органов управления и политических институтов.

свобода СМИ | Aravot Ru

Поскольку свобода предполагает добровольную сдержанность, члены ПЕН-клуба обязуются выступать против таких негативных аспектов свободной печати, как лживые публикации, преднамеренная фальсификация, искажение фактов или бесчестная их интерпретация ради политических, групповых и личных целей.

Теперь, когда мы знаем, как и когда появился этот праздник с очень верным посылом, пришло время немного отвлечься и проявить свою эрудицию ~

Правила писателя от К.С. Льюиса

Быть писателем очень не просто. И, как и любая профессия, писательство имеет свои правила, которые, впрочем, для каждого творца могут быть свои.

Клайв Стейплз Льюис о порядочности
К.С. Льюис

Например, Клайв Стейплз Льюис в переписке с читательницей вывели свои правила для литературного творчества.

В 1956 году К. С. Льюис дал такие советы своей маленькой поклоннице. Британский автор горячо любимой серии «Хроники Нарнии» получал бесчисленное множество писем от детей со всего мира. Он с вниманием отвечал на каждое из них. Собрание некоторых ответов можно найти в небольшом издании «Писем детям».

Среди них есть несколько писем к Джоан, девочке, которая писала ему из Соединённых Штатов. Она отправила своё первое письмо в 1954 году. В итоге они обменялись более чем двадцатью письмами. В одном из них Льюис раскрыл Джоан свои пять правил литературного творчества. И хотя этому письму уже больше 60 лет, правила по-прежнему актуальны для писателей.

Пять правил литературного творчества К. С. Льюиса

1. Всегда старайся ясно выразить свою мысль и следи, чтобы тебя нельзя было понять в другом смысле.

2. Всегда предпочитай простое ясное слово длинному расплывчатому. Не испытывать раздражение, а злиться.

3. Никогда не используй абстрактных существительных, когда можешь употребить конкретное. Если хочешь сказать «Больше людей умерло», не говори «Смертность возросла».

4. Когда пишешь, не употребляй слов, которые прямо говорят нам, что мы должны почувствовать. Т. е., чем говорить, что нечто «ужасно», пиши так, чтобы нам сделалось жутко. Не говори «восхитительный»; пусть мы восхитимся, читая твое описание. Понимаешь, используя все эти слова (жутко, обворожительно, отвратительный, изящный), ты просто говоришь читателю: «Пожалуйста, сделай за меня мою работу».

5. Не используй слов, которые слишком велики для того, что ты описываешь. Не говори «бесконечно», когда хочешь сказать «очень», иначе у тебя не останется слов, когда захочешь описать что‑нибудь действительно бесконечное.

Суть правил К. С. Льюиса

Все эти пять правил построены по одному принципу: при создании произведения в первую очередь нужно заботиться о своем читателе.

Мы пишем не только для себя, но для того, чтобы поделиться с миром. Потому, редактируя написанное, нужно поставить себя на место читателя.

Конечно, вы знаете, что имели в виду, когда писали свои строки, но как их может понять тот, кого вы не знаете?

Вы использовали понятные и простые предложения? Возникают ли какие-то затруднения? Таится ли где-то двойное значение? Не используете ли вы много длинных и непонятных слов, из-за чего ваше произведение кажется претенциозным? Не слишком ли сложно его читать?

Льюис предостерегает нас от использования слишком большого числа прилагательных: показывайте, а не рассказывайте. Пусть ваши чувства угадываются. Пусть ваш читатель почувствует, что видит всё вашими глазами.

Пишите так, чтобы можно было увидеть цвета, почувствовать вкус, ощутить атмосферу места, в котором читатель не бывал, и почувствовать богатый и разнообразный аромат новых слов и действий, которые вы описываете.

Сочиняли вы когда-нибудь сами, друзья? Согласны ли с правилами Льюиса?

Время обратиться к зарубежным писателям ~

Книжная полка

Сегодня на книжной полке книги об отечественных писателях, о таких разных и самобытных, но всегда талантливых и интересных.

Алтаев, Феличе - Маленький Тургенев обложка книги
Смешливая, Е. Чему я могу научиться у Анны Ахматовой : [6+] / Елена Смешливая, Лана Богомаз. – Москва : Альпина Паблишер, 2020. – 32 с. : ил.
Анна Ахматова — поэт, переводчица, ставшая классиком ещё при жизни, открыто выражавшая свои мысли и чувства, несмотря на все гонения со стороны властей. В этой иллюстрированной биографии авторы показывают новому поколению ребят, что истинный талант найдёт проявление в любых обстоятельствах, главное — быть верным своим принципам и не сдаваться.
Степанова, М.А. Сергей Есенин. Голос русской души : [12+] / Мария Андреевна Степанова. – Москва : Аст-Пресс Школа, 2018. – 32 с. : ил.
Сергей Есенин — любимейший русский поэт. Величайший лирик ХХ в., которого ещё при жизни называли вторым Пушкиным, а после смерти сравнивали с Лермонтовым. «Кротким пастушком» из деревни он вошёл в модные литературные салоны Петербурга только для того, чтобы вскоре самому встать в авангарде русской поэзии. Эта книга о человеке сложном и противоречивом, удивительно талантливом и бессмертном в своём творчестве .
Алтаев, Ал. Маленький Тургенев : [6+] / Ал. Алтаев, Арт. Феличе. – Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2018. – 64 с. : ил.
1830 год, лето, село Спасское. Закинув руки за голову, Ваня Тургенев валяется на траве, одухотворённый поэзией Хераскова.
На его глазах матушка Варвара Петровна Тургенева за сущие пустяки отправляет крепостного Ермила на поселение, а вышивальщицу Фросю выдаёт замуж за Трошку-дворника. Угнетение крестьян оставляет глубокий след в душе ребёнка, став одной из главных тем в произведениях будущего писателя.
Ключарёва, Н. Чехов : [6+] / Наталья Ключарёва. – Москва : Настя и Никита, 2020. – 24 с. : ил.
Истории Антона Павловича Чехова кажутся простыми. Но когда их читаешь, хочется и смеяться, и плакать. В этом и есть главная загадка Чехова — даже в самых смешных его произведениях всегда таится печаль и сострадание к героям. Откуда в его творчестве появился этот смех сквозь слёзы? Ответы можно попытаться найти в жизни самого писателя.
Улыбышева, М. Как Пушкин русский язык изменил : [6+] / Марина Улыбышева. – Москва : Настя и Никита, 2020. – 24 с. : ил.
О том, что Пушкин — «наше всё», знает каждый. Но что же такого особенного сделал Александр Сергеевич, чтобы стать не просто одним из замечательных поэтов и писателей, которыми так славится Россия, но и занять главное место в нашей литературе? Эта книга откроет читателю, каким был русский язык до того, как появился Пушкин, и как изменилась русская речь под пером великого поэта.

Как стать писателем?

Для многих детей и подростков сочинение собственных историй — важный способ самовыражения. Письмо уже давно не просто хобби или увлечение — оно становится тем, чему можно и нужно учиться, если в этом есть потребность.

Вот некоторые выдержки из книги «Пиши бесстрашно» Ребекки Стерн и Гранта Фолкнера. В ней рассказывается, как придумать, написать и отшлифовать любой творческий проект.

1. Работа над романом как переезд
Твои персонажи — это коробки. Главный герой, пожалуй, самая большая коробка, в которой есть и то и се: грязные ботинки, разные книжки, а еще непременно что-нибудь хрупкое. Твоя задача — вывести героев откуда-то, где им все привычно и знакомо, и посадить в грузовик. Порой для этого нужно вытолкнуть их за дверь, избавить от опор, зажать в угол. Порой нужно дать им скатиться вниз по ступенькам, опрокинуться и раскрыться. Порой — пройти с ними через черный ход и выйти в переулок.

2. Писатели похожи на изобретателей
Как и большая часть изобретений, твои персонажи, место действия и сюжет, возможно, не сработают с самого начала — тебе придётся поэкспериментировать, — однако со временем шестеренки твоей истории придут в движение, зажжётся свет, и всё встанет на свои места.

3. Идеи могут прийти в любой момент
Записывай всё в блокнот, и почаще; может, сейчас никаких идей не возникает, но позже тебя обязательно озарит новая мысль!

Блокнот, ручка и скомканные листы бумаги на деревянном столе Недостаток  идеи Стоковое Изображение - изображение насчитывающей школа, таблица:  107132285

4. Планировать или импровизировать
Многие писатели поначалу планируют все от начала до конца, но затем, попробовав импровизировать, с удивлением понимают, что этот метод подходит им куда больше. И наоборот: иногда импровизаторы дают шанс планированию сюжета и больше никогда не возвращаются к безумным и безудержным экспериментам. Плановизаторы представляют собой нечто среднее. В конечном счёте ты сам создаешь свои правила и менять их можешь, когда тебе угодно.

5. Важен каждый персонаж
Каждый человек (или животное, инопланетянин, существо), появляющийся на страницах твоей книги, — это личность, у которой есть определённая прическа, свой музыкальный вкус и самые сокровенные тайны.

6. Помни о препятствиях
Желание или потребность персонажа сами по себе не сделают историю интересной. Именно препятствия на пути героев (а значит, внутренние и внешние конфликты) ведут историю от первого предложения до последнего. Когда ты узнаешь о желаниях и борьбе своего главного героя, тебе начнет открываться и сюжет твоей истории.

7. Краткое описание
Сформулируй в трёх предложениях всё, что происходит в твоей истории, выпиши на клейкий листочек и повесь над рабочим столом, чтобы время от времени вспоминать структуру книги. Тебе еще предстоит придумать, чем заполнять промежутки между первым и вторым предложениями и между вторым и третьим, но главное, что теперь у тебя есть опорные точки.

8. Подумай про мир
Мир позволяет читателю почувствовать что-то, он передаёт читателю своё настроение. Решая, как будет выглядеть мир твоей истории, подумай о том, что и где будет происходить и какие эмоции должны испытывать твои персонажи и читатели.

5 писателей, которых знает весь мир, а вы еще нет

9. Черновик — просто тренировка
Разреши себе побыть в зоне дискомфорта, прочувствовать все сомнения — часто благодаря этому получается совершить прорыв, — а затем позволь себе вернуться к работе. Кто знает, вполне возможно, что в процессе ты напишешь отличный роман!

10. Твои истории важны, потому что они твои
Твои истории помогут непохожим на тебя людям понять тебя и твой опыт. А тем, кому все это знакомо, твоя история скажет: «Я тебя вижу. Я тебя понимаю. Ты не один».

Иллюстрация Писатель в стиле детский, книжная графика, персонажи |

Снова зарядка для ума! Ведь писателю иначе нельзя 🤓

***

Всемирный день писателя отмечается во многих странах мира, причем не только писателями, но и считается профессиональным праздником всех представителей печатных средств массовой информации. Нередко к этому дню приурочены церемонии вручения различных литературных премий и чествование наиболее отличившихся литературных деятелей.

Теперь, друзья, вы знаете, что это за праздник, как и где он появился, какие принципы лежат в его основе. Кто знает, может в будущем в нашей библиотеке на полках будут стоять и ваши книги 📚

Выполнила завсектором Берхард Е.А.

Источники 1, 2, 3