Добрый день, дорогие друзья! Нынешний 2022 год — год народного искусства и нематериального культурного наследия в России. Это значит, что мы, россияне, должны больше обращать внимание и рекламировать народные промыслы России (художественную роспись и резьбу, изделия из металла и игрушки). Рассказывать о русском зодчестве, удивительных кружевах и расписных платках. Много различных чудесных материальных вещей было ранее и существует поныне в мире Российской Федерации. Я хотела бы сегодня рассказать вам о так называемом нематериальном культурном наследии РФ – о сказках тюркоязычных народов Тывы.
Мы очень гордимся своей страной, её многогранной культурой и древними традициями. Из поколения в поколение передаётся устное творчество народов России: сказки, былины, предания, песни. Россия — необъятная и чрезвычайно разнообразная страна, но в ее составе можно найти совершенно необыкновенные регионы. Одним из самых экзотических мест России с уверенностью можно назвать Республику Тыва. Прежде чем прочесть сказку «Оскюс-оол и золотая царевна»… Давайте кратко познакомимся с историей возникновения и расселения народов, которые сейчас живут в республике Тыва́ в Сибирском федеральном округе Российской Федерации. Столица — город Кызыл. На западе Республика Тыва граничит с Республикой Алтай и Республикой Хакасией, на севере с Красноярским краем, на северо-востоке — с Иркутской областью и Республикой Бурятия России, на юге — с Монголией.
14 августа исполняется 101 год со дня возникновения Республики Тыва.
История народа кратко
Впервые знатные люди на территории Тувы (Тывы – другой вариант) попросили русского царя взять их народ под покровительство Российского государства в 1912 году. Но царь боялся международных осложнений и разрешил присоединиться только через 2 года. После русской революции 1917 года эта территория отделилась. А14 августа 1921 г. была провозглашена Народная Республика Танну-Тува. С 1926 года она стала называться Тувинской Народной Республикой.
Вошла в состав РСФСР 14 октября 1944 года как Тувинская автономная область (с 1961 года — Тувинская Автономная Советская Социалистическая Республика), преобразована в республику 24 мая 1991 года. Общая численность тувинцев в современное время составляет около 300 тыс. чел.
Туви́нцы (самоназвание — тыва, тыва кижи; устар. названия: урянхайцы, сойоны, танну-тувинцы — тюркский народ, коренное население Тывы (Тувы).
Люди говорят на тувинском языке, входящем в саянскую группу тюркских языков. Верующие — буддисты, сохраняются также традиционные верования в Тенгри (шаманизм).
Древнейшие предки тувинцев — тюркоязычные племена Центральной Азии, проникшие на территорию современной Тувы не позднее середины 1-го тысячелетия н. э. и смешавшиеся здесь с кетоязычными, самодийскоязычными и индоевропейскими племенами. По антропологическому типу тувинцы относятся к монголоидному центральноазиатскому типу североазиатской расы. Восточные тувинцы — тоджинцы — представляют особый тип с примесью центральноазиатского компонента. Антропологическом тип местных жителей имеет монголоидные черты. Ведь в III веке до н. э. состоялось вторжение хуннов, которые постепенно смешавшись с местным населением, повлияли не только на язык, но и внешний облик последних. Тувинский язык в качестве самостоятельного сформировался к началу Х в. Главное влияние на этногенез тувинцев оказали тюркские племена, расселившиеся в тувинских степях. В середине VIII века тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз, Уйгурский каганат, сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву. Часть уйгурских племён, постепенно смешавшись с местными племенами, оказала решающее влияние на формирование их языка. Потомки уйгуров-завоевателей жили в западной Туве вплоть до XX века (возможно, к ним относятся некоторые родовые группы, ныне населяющие юго-восточную и северо-западную Туву). Енисейские кыргызы, населявшие Минусинскую котловину, в IX веке подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов полностью ассимилировались в среде местного населения. В XIII—XIV веках в Туву переселилось несколько монгольских племён, постепенно ассимилированных местным населением. Под воздействием монгольских племён сложился характерный для современных тувинцев центрально-азиатский монголоидный расовый тип.
Национальная одежда сейчас очень востребована в Тыве — носят на праздниках, на различных традиционных соревнованиях (хуреш, стрельба из лука, конные скачки, и т. д.), на конкурсах красоты и мужества, при получении дипломов, на свадьбах и в обычные дни.
Природа Тувы
Между тайгой Юга Сибири и степями государства Монголия в Восточной Азии протянулась территории Тывы. На огромных степных зонах возвышаются горы, которые сменяются глубокими котловинами. Большие участки земель Республики заняты горами разной величины – от 500 до 4000 метров (82%), оставшиеся – равнинами (18%). Вершины отрогов в Саянских горах на севере Тывы достигают 2000 и 3000 метров. Вот самые высокие горы:
- «Ак-Оюк» (Белая ложбина) – высота 3608 метров.
- «Кызыл-Тайга» (Красная гора) – высота 3121 метров.
- «Менгун-Тайга» (Серебряная гора) – высота 3976 метров.
- «Мунгаш-Куль» – высота 3826 метров.
- «Монгулек» – высота 3485 метров.
В начале истока главной реки Большой Енисей высоко в горах располагается плоскогорье Дерби-Тайга. На территории этого базальтового плато находятся потухшие вулканы, целых 16. Землетрясений здесь практически не бывает. Богата Республика Тыва солёными, грязевыми и пресными озёрами с общей площадью более 1000 квадратных километров. Их количество достигает 6800 единиц. Почвы степей в основном полупустынные, а в котловинах центральной части Тувы простираются степи на чернозёмах и тёмно-каштановых почвах. Степные или лесостепные комплексы сменяются на высоте 1300–1500 м горными кедрово-лиственничными лесами, местами с примесью ели, берёзы, осины. В Туве обитает 72 вида млекопитающих, 232 вида птиц. В горной тайге обычны соболь, горностай, белка, росомаха, рысь, бурундук, медведь, волк, лисица; из копытных – лось, олень, кабарга, марал. В Красную книгу внесены 50 видов животных, 40 видов птиц, 90 видов растений. Охраняемые природные территории занимают 8,7% площади. Зима суровая, длинная (с ноября по апрель), с большим количеством солнечных дней. Средняя температура января от –28 до –34,9 °C (в котловинах). А летом в среднем бывает +16 — +18 °C.
В общем, своеобразная, довольно суровая природа в республике Тува. Коренные жители, которые жили много веков назад, создали свои устные сказания, как и многие другие народы. На основе тех социальных реалий, которые сложились лет пятьсот назад, придумывались мифы и сказки. Общество долгие века делилось на богачей, которым всё можно и простых тружеников, права которых весьма ограничены. Много бедных людей тувинцев существовало в тех горно-степных краях. Давайте познакомимся с одной из сказок народа Тувы — «Оскюс-оол и Золотая царевна»
ОСКЮС-ООЛ И ЗОЛОТАЯ ЦАРЕВНА Давным-давно был на свете удалой молодец по имени Оскюс-оол. Жил он со своим старым-престарым отцом в ветхом чуме, и было у них всего-навсего семь коз. Оскюс-оол пас коз и ухаживал за своим старым отцом – готовил еду, кипятил ему чай с шенне (шенне – марьин корень, стебель и листья которого употреблялись вместо заварки). Однажды старику стало совсем плохо. Загоревал Оскюс-оол: – Не было меня – ты породил меня. Родился я – ты взрастил меня. Что случилось с тобой, чем помочь тебе? Погладил старик сына по голове и сказал тихим голосом: – Ничем нельзя помочь мне, сын мой. Я пришел на край жизни. Хорошо бы напоследок отведать наваристый суп, полежать на мягкой шкуре. Да жаль, скота у нас мало – козы тебе самому нужны будут. – Зачем мне скот, отец, если тебя не будет? – сказал Оскюс-оол и заколол козу. Шкуру отцу постелил, а из мяса суп сварил. Каждый день он готовил наваристый суп, кипятил чай с шенне, а отец плел из козьей шерсти пестрый таар (таар – мешок). Когда была съедена последняя коза, старик кончил плести таар и позвал сына. – Настал, сынок, мой последний день. Нечего мне тебе оставить, кроме вот этого пестрого таара. Сердце у тебя доброе – не пропадешь. Похорони меня у склона Арзайты-горы, где лежит белый камень, а сам иди к Золотому озеру и живи там. Только смотри, нигде не останавливайся. К утру старик умер. Заплакал-загоревал Оскюс-оол и пошел выполнять наказ отца. Нашел у склона Арзайты-горы белый камень, похоронил там отца и отправился прямо на север. Много дней и ночей шел Оскюс-оол по глухой тайге, а Золотого озера все не было видно. На одном из перевалов встретил белобородого старика на белом коне с белым вьюком. – Как твое имя-прозвище? Откуда идешь, куда путь держишь, парень? – спросил старик. – Зовут меня Оскюс-оол. Иду с южной стороны к Золотому озеру. Далеко ли мне идти еще, дедушка? – Никогда не добраться тебе, парень, до Золотого озера! – сказал насмешливо белый всадник и ускакал прочь. "Борода белая, конь и вьюк белые, а душа у старика, видно, черная", – подумал Оскюс-оол и пошел дальше. На перевале другой горы встретил он чернобородого старика на черном коне с черным вьюком. – Как твое имя-прозвище? Откуда идешь, куда путь держишь, парень? – спросил старик. – Зовут меня Оскюс-оол. Иду с южной стороны к Золотому озеру. Далеко ли мне идти еще, дедушка? – Спустишься с горы и увидишь на реке Чинге-Кара-Хем аал Бай-хана. От него до Золотого озера три дневных перехода. Доброго пути тебе, сынок! – ласково сказал старик и отправился дальше. "Борода черная, конь и вьюк черные, а душа у старика, видно, светлая", – подумал Оскюс-оол и пошел дальше. У реки Чинге-Кара-Хем увидел он большой аал и вокруг такое множество скота, словно караганника (караганник- степной кустарник) в степи. "Видно, очень богат этот Бай-хан", – подумал парень и зашел в черную юрту. – Откуда идешь, куда путь держишь, сынок? – спросил его старик – хозяин юрты. – Иду с юга к Золотому озеру. – Оставайся у нас, отдохни, – сказал старик. – Завтра будет большое состязание. У хана есть дочь, и к ней съехалось много богатых женихов. Кто быстрее всех принесет воды из-за Кара-Даг горы, тому хан свою дочь отдаст. Решил Оскюс-оол испробовать свои силы, попросил утром у старика ведро и пошел к ханской юрте. Здесь уже собрались тридцать женихов с ведрами, все здоровые, сильные, друг на друга зло поглядывают, начала ждут. Увидели они, что оборванный парнишка хочет состязаться с ними и стали надсмехаться над Оскюс-оолом. Взмахнул хан шелковым платком, и все побежали к черной горе. Не успели женихи за гору перевалить, а Оскюс-оол, с малых лет привыкший бегать по горам за козами, уже обратно спешит. Отдал Оскюс-оол хану ведро с водой и говорит: – Мне пора в путь. Не нужна мне ваша дочь, не могу я здесь оставаться – отец велел идти к Золотому озеру. И Оскюс-оол отправился дальше. Два раза всходило и заходило солнце, а Оскюс-оол все шел на север. А когда взошло солнце в третий раз, увидел он Золотое озеро. По всему берегу кучками лежала сушеная рыба. "Прав был отец, здесь я всегда буду сытым", – подумал парень и остался тут жить. Как-то раз, бродя по берегу, Оскюс-оол увидел, как два рыбака поймали золотую рыбку и хотели ее в котел бросить. Жалко стало Оскюс-оолу рыбку, и он попросил: – Отдайте ее мне. – А ты что нам дашь взамен? – спросили рыбаки. – У меня ничего нет, кроме пестрого таара – подарка отца. Хотите – берите, только рыбку не губите. Видят рыбаки – хороший таар у Оскюс-оола, и согласились. Вырыл он около берега ямку, наполнил озерной водой и пустил туда золотую рыбку. Ярче солнечных лучей засияла, заискрилась в воде золотая рыбка. Целый день любовался ею Оскюс-оол, даже во сне она, лучезарная, снилась. Наутро он увидел, что в ямке около золотой рыбки появилось множество всякой рыбы. Обрадовался Оскюс-оол, часть рыбы он съел, часть засушил. Каждое утро ямка с золотой рыбкой вновь наполнялась рыбой. Как-то утром пришел Оскюс-оол за рыбой, глядь, а там пусто. Загоревал Оскюс-оол. Идет вдоль берега с поникшей головой и все думает о золотой рыбке. Вдруг видит – взбурлилось озеро, и на берег выскочил краснолицый старик в собольей шапке на огненно-красном коне. Подскакал он к Оскюс-оолу и говорит приветливо: – Хозяин Золотого озера Далай-хан1 зовет тебя к себе, Оскюс-оол (Далай-хан – морской царь. В тувинских сказках противопоставляется отрицательным образам земных ханов). "Зачем я ему понадобился?" – удивился Оскюс-оол, но ослушаться не посмел. Сел позади всадника. Зазвенело-засвистело у него в ушах, и в один миг оказался он на дне озера. – Не хочу я тебе плохого, Оскюс-оол, – сказал ему краснолицый старик. – Смело иди во дворец Далай-хана. Ты спас жизнь его дочери, когда она играла в Золотом озере. Не бери у хана ни скота, ни добра. У ног хана увидишь маленькую рыжую собачку. Вот ее и проси. Пошел Оскюс-оол по дороге, усыпанной золотым песком, и вскоре увидел юрту из белой парчи, да такую большую, что на девяти конях вокруг не обскачешь. Около юрты паслось такое множество скота, словно караганника в степи. Навстречу Оскюс-оолу выбежали ханские слуги и с почетом повели его в юрту. Там его уже ждал Далай-хан – старик с длинной зеленой бородой, в халате из зеленого тонкого шелка. Усадил он Оскюс-оола на белый девятирядный олбук и стал угощать крепким чаем, сладостями и лепешками. А потом приказал слугам: – Выделите Оскюс-оолу добро из моего добра, скот из моего скота! – Не надо мне добра из вашего добра – негде мне хранить его. Не надо мне скота из вашего скота – негде мне пасти его. Подарите мне лучше ту собачку, что у ваших ног лежит, – сказал Оскюс-оол. Взглянул Далай-хан на собачку – заплакал, посмотрел на Оскюс-оола – засмеялся. Потом привязал к собачке волосяную веревку, обнял Оскюс-оола, дал ему поводок в руки и велел краснолицему старику отвезти гостя на берег Золотого озера. "Зачем я взял собачку? Какая от нее польза? Зря послушался краснолицего старика", – подумал Оскюс-оол и отпустил собачку. А собачка тотчас побежала в лес и скоро вернулась обратно с зайцем в зубах. "Умная собачка", – подумал Оскюс-оол, наевшись вдоволь жареной зайчатины. Так каждый день собачка приносила ему то зайцев, то водяную дичь, и он был сыт и доволен. Однажды утром проснулся Оскюс-оол, смотрит – нет собачки. Встревоженный Оскюс-оол пошел ее разыскивать. Следы вели к Золотому озеру. "Ушла, наверное, домой, к хану", – подумал он и запечалился. Идет он вдоль берега и вдруг опять видит собачьи следы, но теперь они идут уже от озера. Следы привели его к большой юрте. Робко вошел Оскюс-оол в юрту и замер от удивления. Видит: сидит на дорогом ковре Золотая царевна, излучая сияние луны и солнца. Черные косы у ней так толсты, что руками не обхватишь, так длинны, что размахом рук не измеришь. Спускались они с плеч до самой земли, где лежала шкура рыжей собачки. Нежно и звонко рассмеялась Золотая царевна при виде растерянного Оскюс-оола: – Не удивляйся, Оскюс-оол. Я – единственная дочь Далай-хана. Ты спас мою жизнь, – ты и будь хозяином моей юрты. Ешь, а я пойду за водой. Взяла царевна серебряные ведра и пошла к озеру. Налил Оскюс-оол себе чаю из серебряного чайника, положил лепешки на золотую тарелку. Ест-пьет, а сам все думает: как бы так сделать, чтобы не обращалась больше Золотая царевна в рыжую собачку, чтобы он всегда мог ее красотой любоваться. Решил Оскюс-оол сжечь шкуру и бросил ее в огонь. Вернулась Золотая царевна с водой, догадалась обо всем и запечалилась: – Напрасно ты сжег шкуру рыжей собачки, Оскюс-оол. В ней я скрывалась от недобрых глаз. А теперь нас могут разлучить злые люди. – Не боюсь я, Золотая царевна, злых людей, когда ты со мной, – ответил ей на это Оскюс-оол. И стали они счастливо жить-поживать. Но пришло время и вспомнил Оскюс-оол про укор Золотой царевны. Однажды охотился Караты-хан со своими слугами в черной тайге. Охота была неудачной. – День прошел, ни одному зверю душу не выпустил, – сердился Караты-хан. – Убил только одну кедровку. Наверно, Оскюс-оол спугнул всех зверей. Позвал Караты-хан двух слуг и приказал: – Эй, парни! Идите к Оскюс-оолу и зажарьте на его очаге кедровку, да посмотрите, как он живет. Потом расскажете. Оскюс-оол в это время ловил рыбу в Золотом озере. Пришли слуги Караты-хана к нему в юрту, увидели Золотую царевну и пали перед ней на землю – слова вымолвить не могут. Рассердилась на них Золотая царевна: – Что вы за люди? Зачем пришли? Почему молчите? – Мы люди Караты-хана. Послал он нас в вашу юрту зажарить кедровку, – отвечают слуги. – Ну, что ж, делайте тогда свое дело, – сказала царевна и помешала угли в очаге. Положили слуги кедровку в огонь, да и забыли про нее – глаз с Золотой царевны не сводят. Сгорела кедровка, а слуги до захода солнца все любовались царевной. Смотрят – наглядеться не могут. – Пасмурное небо проясняется, пришедший гость домой возвращается, – сказала царевна. – Глядя на вас, мы забыли о приказании хана, – отвечали слуги. – Убьет нас за это хан. И стали слуги просить Золотую царевну помочь им в беде. Сжалилась над ними царевна, сделала из муки и мяса новую кедровку. – Отнесите вашему хану, но обо мне ничего не говорите. Если проговоритесь, то станете могильными камнями. Вернулись слуги и с поклоном подали хану кедровку. Посмотрел хан и заругался: – Худое это мясо и зажарили плохо. Ешьте сами. Стали слуги есть да расхваливать кедровку. Потекли у хана слюни. – Говорят, охотник не должен отказываться от любой добычи, – сказал хан и отобрал кедровку. Попробовал и чуть палец свой не откусил – таким вкусным показалось ему мясо. Ест хан кедровку и спрашивает слуг: – Что видели в юрте Оскюс-оола, как он живет? Желая угодить хану, стали было слуги наперебой рассказывать о красоте Золотой царевны, но тотчас превратились в могильные камни. Удивился хан и стал думать, как бы обменяться с Оскюс-оолом женами – надоела ему старая некрасивая жена. "Зачем бедняку красивая жена? – думал хан. – Найдется ей место в моей юрте", – и решил наутро поехать к Оскюс-оолу, самому посмотреть Золотую царевну. А Оскюс-оол в это время вернулся домой довольный, с богатым уловом. Все рассказала ему царевна. Пожалел тогда Оскюс-оол, что сжег рыжую шкуру, и печальный лег спать. Утром он опять ушел к Золотому озеру, а вскоре к его юрте подскакал Караты-хан. Вошел он в юрту, увидел Золотую царевну, излучающую свет луны и солнца, и забыл, что нужно поздороваться и сесть на почетное место. Так простоял он столько времени, за которое можно выпить семь новых заварок чаю. Ноги у него отекли. Наконец он открыл рот и поздоровался. – Какой странный хан! – сказала насмешливо Золотая царевна. – Приходит утром, здоровается вечером. Стыдно стало хану, выбежал он из юрты и помчался в свой аал. Потерял хан покой, есть-пить не может. Однажды утром, едва занялась заря и верхушки камней стали золотисто-пестрыми от солнца, послал хан гонцов за Оскюс-оолом. Привезли гонцы Оскюс-оола. Говорит ему хан: – Хочу оказать тебе милость. Три дня и три ночи будешь жить в моей юрте, а я – в твоей. Что делать? Ханскому слову не поперечишь. Остался Оскюс-оол в юрте Караты-хана, стали ему прислуживать ханские слуги – еду подносить, араку наливать. От всего отказался Оскюс-оол, думал он только о своей солнцеликой красавице. А Караты-хан в это время сидел в юрте Оскюс-оола и глаз не сводил с Золотой царевны. Не заметил, как день прошел. Говорит Золотая царевна: – Оскюс-оол никогда не забывал закрывать дымоход на ночь. Выскочил хан из юрты, закрыл дымоход, а сойти с места не может. Это его царевна заворожила. Так и простоял он всю ночь возле юрты. Только утром хан очнулся и вошел в юрту, а Золотая царевна уже чай разливает, насмешливо спрашивает: – Где вы ночевали, хан? – Юрту караулил, вас от злых людей оберегал, – соврал хан. Опять весь день просидел хан в юрте, любуясь Золотой царевной. Вечером попросила его царевна прикрыть дверь юрты. Схватился хан за дверь, а царевна тут его и заворожила. Всю ночь простоял он у двери. Только утром очнулся хан. А Золотая царевна уже чай разливает и спрашивает: – Почему вы спать не ложились? – Всю ночь злые люди в юрту стучались, а я дверь держал, – соврал опять хан. Взглянул хан на Золотую царевну и весь день глаз не мог отвести. Вечером говорит хану Золотая царевна: – Покурите, хан, и ложитесь спать. Вы две ночи не спали. Достал хан трубку и стал прикуривать от головешки, а царевна тут его и заворожила. Всю ночь просидел хан у очага. Только утром он раскурил свою трубку. – Я за огнем смотрел, чтобы в юрте тепло было, – соврал хан и опять весь день глаз не сводил с Золотой царевны. – Три дня прошло. Сейчас Оскюс-оол придет. Расскажу ему о вашей заботе, хан, – говорит царевна, а сама смеется. Посрамленный хан вскочил на коня и пустился во весь дух в свой аал. Вошел в юрту и закричал на Оскюс-оола: – Пошел вон, несчастный. Завтра пойду на тебя войной. Вернулся опечаленный Оскюс-оол домой. Рассказала Золотая царевна, как она хана проучила. Рассмеялся Оскюс-оол, а потом вспомнил про угрозу хана и загрустил. – Что случилось, Оскюс-оол? – спрашивает его царевна. – Завтра Караты-хан на меня войной пойдет. – Ах, какой хан вредный! – воскликнула Золотая царевна и научила мужа: – Спеши к Золотому озеру и попроси Далай-хана помочь нашей беде. Послушался Оскюс-оол и поскакал к Золотому озеру. Услышал его просьбу Далай-хан. Выскочил из озера ханский прислужник на черном коне и подал Оскюс-оолу железный ларчик. Удивился Оскюс-оол: "Какая польза от этого маленького ларчика, когда хан на меня войной идет?" Отдал Оскюс-оол ларчик Золотой царевне. Рано утром, когда занялась заря и верхушки камней стали золотисто-пестрыми от солнца, услышал он шум и вышел из юрты. Видит – войско Караты-хана кольцом окружило его аал. Рассказал он об этом Золотой царевне, а та его успокаивает: – Не бойся. Садись чай пить. Вскоре слышит Оскюс-оол – шум стал еще сильнее. Выбежал из юрты и увидел: войско Караты-хана в два кольца окружило его аал. Закричал он Золотой царевне, а та его успокаивает: – Не бойся. Пей чай. Не успел Оскюс-оол одну чашку выпить, как раздался шум сильнее прежнего. Как стрела выскочил Оскюс-оол из юрты и видит – войско Караты-хана в три кольца окружило его аал. Завопил тогда Оскюс-оол. – Вот теперь – время, – сказала Золотая царевна и открыла железный ларчик. Оттуда выскочили железные люди с красными мечами и черными палицами. – Разгоните войско Караты-хана и вернитесь опять в ларчик! – приказала Золотая царевна. Успокоился Оскюс-оол при виде железного войска и пошел в юрту чай допивать. А железные люди быстро разогнали, развеяли войско Караты-хана, а его самого взяли в плен. Забрал Оскюс-оол ханское добро и скот, которого было так много, словно караганника в степи. Хана и ханшу заставил скот пасти. Долго и счастливо жил Оскюс-оол с Золотой царевной. https://mir-knig.com/read_178435-4
Вот такая сказка. Теперь, ребята, проверьте, как вы запомнили героев и события тувинской сказки.
Видеоролик «Оскюс-оол и Золотая царевна». Викторина по сказке
Прочесть эту тувинскую сказку в книжном варианте можно в нашей детской библиотеке или другой библиотеке нашей системы. https://donlib.ru/.
Открывая эту книгу, читатель словно входит в сказочную юрту, где знакомится с героями сказок, созданных мудрым тувинским народом. Герои этих сказок обладают смелостью, юмором и способностями к удивительной взаимовыручке, которые помогают им бороться за своё счастье.
Ребята! Посмотрите чудесную картинку по мотивам сказки «Оскюс-оол и Золотая царевна». Для просмотра вам надо только собрать интерактивный пазл из 12 частей.
В заключение мне хотелось бы продемонстрировать суть сказки «Оскюс-оол и золотая царевна» словами тувинских пословиц. Литературно-познавательный час подготовила Лапицкая И.А., ведущий библиотекарь. До свидания, до новых встреч!
Пословицы Бедняк умнее бая. Без ветра трава не колышется. Без воли — силы нет, без соли — вкуса нет. Богатый бедного не жалеет, бедный — богатого. Будешь искать — найдешь, захочешь — добьешься.
Использованы источники: википедия;
https://spravochnikvs.com/prirodnye_osobennosti_i_resursy_respubliki_tyva
https://bigenc.ru/geography/text/4212361
https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/tuvinskie-poslovitsy/