Легенда русской авиации

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы поговорим о Валерии Чкалове – советском лётчике — испытателе, комбриге, Герое Советского Союза. Он был командиром экипажа самолёта, совершившего беспосадочные перелёты на Дальний Восток (1936 год) и в Ванкувер (США) в 1937 году.

Валерий Павлович Чкалов — это целая эпоха в истории нашей авиации. Непревзойдённый лётчик, создатель школы высшего пилотажа, разработчик методик испытания новых самолётов.

Родом из детства

Валерий Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика казенных мастерских. Был десятым ребенком в семье.

Чкалов – от слова «чка», что значит плавучая, все сокрушающая на своем пути льдина. «Чка» – волжское словечко, старое, как сама Волга. Именно там, на берегу великой русской реки, в семье Павла Григорьевича Чкалова и его жены Арины Ивановны родился мальчик, нареченный Валерием.

Прадед Валерия Павловича был бурлаком, дед тоже много лет таскал баржу. От него мальчик унаследовал силу и храбрость.

Мальчик рос крепким, подвижным, ловким. Он быстро научился плавать, нырять, часами проводил в воде.


 

Там где-то затон Василёвский и дом,
И седенькой матери мирная старость,
Там каждая улица помнит о нем,
Там все бесшабашное детство осталось;

В мальчишеских драках, задорных снежках,
В полетах на лыжах по снежным обрывам,
В вечерних кострах, в рыболовных сачках,
В саженках широких, в далеких заплывах.

Учеба

Когда Валерию исполнилось 7 лет, его определили в сельскую начальную школу. Учился он легко, любил больше всех предметов математику. Валерий рос большим непоседой, в школе шалил немало, устраивал со сверстниками потасовки, чтобы помериться силой.

После окончания Василёвской школы, осенью 1916 года, Валерий Павлович поступает в Череповецкое ремесленное училище. Учится он как всегда с удовольствием, успешно.

В 1919 году Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт.  Валерию очень захотелось поступить в авиационную школу, чтобы стать летчиком.

15-летний Чкалов устроился работать в авиационные мастерские. Занимаясь сборкой отремонтированных самолетов, внимательно изучал их, усиленно читал, беседовал со знакомыми летчиками и авиационными мотористами.

С августа 1921 началось исчисление его летного стажа. Затем была Егорьевская теоретическая школа, далее Борисоглебская школа летчиков. После Борисоглебской школы, которую Чкалов закончил в первом выпуске, была еще Школа высшего пилотажа.

В 19 лет Чкалов стал летчиком-истребителем.

Летчик — истребитель

В 1924 году военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую истребительную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова. Ему 20 лет, он молод, энергичен.

1924 год. В Чкалов в центре

Но за время пребывания в эскадрилье Валерия часто ругали, наказывали, временно отстраняли от полетов, которые часто называли «хулиганскими». Молодой Чкалов «брил» самые низкие травы, пролетел на «фоккере» под Троицким мостом, завернул машину в опасной близости от Исаакиевского собора.

Однажды Чкалов поспорил со своим товарищем, что беспрерывно сделает  50 «мертвых петель». Вошел во вкус и сделал 66 петель, чем поразил всех наблюдавших за этим. Конечно, был наказан. Над Ленинградом полеты  и эксперименты в воздухе были запрещены.

Здесь, в эскадрильи, Чкалов совершил свой первый полет вверх колесами. Это выходило за рамки дозволенного, и Валерия Павловича снова наказали — отстранили на два дня от полетов. 

На спор Чкалов пролетел под Троицким мостом в Ленинграде!

В ноябре 1927 года в Москве на Центральном аэродроме состоялся воздушный парад. На параде были члены правительства, дипломатический корпус, множество летчиков. В этот день с Валерия Павловича сняли все ограничения. В его руках был истребитель «Фоккер Д-М». И Чкалов показал «неподражаемый, ни с чем не сравнимый классический пилотаж».

1928 год

1928 год принес В.П. Чкалову и радости и страдания. Радостью было рождение сына Игоря. А страдания его начались 15 августа. В рядовом маршрутном полете, зацепившись за провода, он разбил самолет. Чкалова судили и дали год тюремного заключения. Результатом стало увольнение из рядов Красной армии. А ему всего 25.

После отбытия заключения с большим трудом удалось Валерию Павловичу найти работу пилота. Он возил экскурсии на пассажирском самолете в прогулочные полеты над Ленинградом. Дело нужное. Но не для военного летчика.

Правда восторжествовала, и 11 ноября 1930 года Чкалов был зачислен в штат на должность летчика-испытателя.

Из всех больших имен геройских,
Что известны нам наперечет,
Как-то по особому,
По свойски,
Это имя называл народ …

И казалось так,
Что эта слава –
Не года –
Уже века живет.
Что она из повестей старинных
Поднялась сквозь вековую тьму,
Что она от витязей былинных
По наследству перешла к нему.

Пусть же по наследству и по праву
В память о делах твоих, пилот,
Чкаловское мужество и слава
Чкаловским питомцам
Перейдет!

На первомайском параде

1 мая 1935 года в воздушном параде над Москвой приняло участие 8 самолетов, демонстрируя мощь молодой советской страны. В конце парада Чкалов провел над Красной Площадью пятерку скоростных истребителей. Крылом к крылу, клином. Они сверкнули над Спасской башней и ушли в высоту.

Чкалов демонстрировал на своем истребителе фигуры высшего пилотажа. Сталин был доволен. А имя Чкалова узнала вся страна.

Беспосадочный дальневосточный перелет

В 1936 году для Чкалова, Байдукова и Белякова правительством СССР был утвержден план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский.

Полет на Дальний Восток стартовал 20 июля. Три человека летели над архипелагами Франца-Иосифа и Северной земли; над тайгой, безлюдными, пустынными областями; над Северным Ледовитым океаном. Лётчикам досаждали циклоны и частые обледенения, туманы и плохая видимость.

Полет продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров.

За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2. Острова Удд, Лангр, Кэос Охотского моря были переименованы в Чкалов, Байдуков, Беляков. Чкалов добивался разрешения лететь в США.

Беспосадочный перелет в Америку

И вот 18 июня 1937 года экипаж Чкалова получил, наконец, задание лететь в США через Северный Полюс. Погода по пути в Америку была очень плохая. Приходилось подолгу – иногда по 5-6 часов подряд – лететь в сплошных облаках, не видя ни земли, ни неба, ни горизонта, а только серую мглу, со всех сторон окружающую машину. Такой полет летчики называют «слепым». И лететь приходится, ориентируясь на приборы, которые находятся перед летчиком. Одним из лучших специалистов «слепого полета» был Байдуков, поэтому большую часть пути за штурвалом самолета сидел он. А полет продолжался без малого 3 суток и был беспересадочным!

Маршрут экипажа Чкалова проходил над Северным полюсом, над Скалистыми горами Канады. Помимо частых циклонов, неоднократных опасных обледенений, кислородного голодания лётчики в конце полёта потеряли радиосвязь с землёй. Ночью на большой высоте среди густых облаков АНТ-25 с трудом перевалил через Скалистые горы. К этому времени вышел весь запас кислорода. Из-за кислородного голодания каждое движение летчикам давалось с трудом. К утру они уже летели над Тихим океаном, а после полудня приземлились на аэродроме Ванкувера. Полет завершился успешно за 63 ч. 16 мин.

20 июня 1937 г. самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра.   За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени и стал известен за пределами  СССР.

Чкалов совершил перелет из Москвы до Вонкувера (США) через Северный полюс за 63 часа 16 минут, преодолев 8504 км.

Видеоролик «Легендарный полёт Чкалова на самолёте АНТ-25»

Тактико-технические характеристики АНТ-25:
Размеры: размах крыла – 34 метра, длина – 13 метров, высота – 5,5 метров.
Масса самолета, кг.
— пустого – 3 780
— взлетная – 11 500
Максимальная скорость – 246 км/ч.
Крейсерская скорость – 165 км/ч.
Максимальная дальность полета – 13 000 км.
Практический потолок – 7 850 метров
Экипаж – 3 человека.

Снежным полюсом, краем света
Два циклона идут подряд…
Три товарища над планетой
Сутки с лишним уже летят.

Чтобы шел самолет как надо,
Чтоб дорогой прямой летел,
Чтоб гремели мы над Канадой
Канонадой бессмертных дел!

Друг на друга друзья взглянули,
Четким сердцем стучит мотор.
Три товарища промелькнули
Над цепями скалистых гор.

Их встречают толпой огромной,
От оркестра звенит в ушах, —
Три товарища очень скромно
По Америке держат шаг.

Хорошо бы за небосклоном
Увидать из страны своей
Как по Штатам Соединенным
Ходят трое родных людей! …

Последний полёт

Прошел год. Наступила новая зима. Валерий Павлович работал – летал, готовился испытать новый самолет. Еще более скоростной, высотный, верткий. Истребитель И-180.

Полёт готовился в спешке, чтобы успеть до конца года. За 2 недели до полета на собранной машине было выявлено 190 дефектов. 10 декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто «глох», через 2 дня при повторной рулёжке произошла поломка мотора. Нужно было основательно всё переделывать.

15 декабря 1938 года.

15 декабря 1938 года. День первого вылета на истребителе И-180. Температура воздуха была около минус 25. Главный конструктор Поликарпов отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился. Чкалов вырулил на край аэродрома, дал полный газ и самолет начал разбег. Набрав высоту, Чкалов стал пробовать, как ведет себя машина на разных скоростях, как слушается рулей, как делает развороты. Самолет понравился летчику.

Чкалов стал снижаться на посадку. До земли было уже совсем близко. И тут случилась беда: мотор не послушался! Он трясся, выплевывал черные клубы дыма, но не тянул. А когда мотор не работает, самолет может только снижаться. Самолет дошел до самой земли в самом неподходящем месте: среди бугров, столбов и строений.

Последнее, что успел сделать Чкалов, это отвернуть от появившегося прямо перед ним дома: там могли быть люди. Чкалов, погибая сам, хотел спасти этих людей. А потом – самолет ударился о землю. Через два часа Чкалов скончался в больнице от полученной травмы. Ему было всего 34 года.

Разбившийся самолет Чкалова

В.П. Чкалов, Герой Советского Союза, комбриг погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового самолета. Земной путь Чкалова закончился обидно рано. 34 года – это расцвет, это полдень. «Летчики не погибают, они просто не возвращаются из полета».

В памяти народной

Именем Чкалова названы улицы, площади, город, его имя носит наша библиотека. О летчике написаны книги, в его честь созданы музеи. Его опыт в летном деле бесценен для будущих поколений военных летчиков.

У стен Кремля на солнечном откосе,
На фоне двух великих русских рек,
Стоит в комбинезоне человек,
Весь устремленный в голубую просинь.
Под ним на карте высечена карта
Его воздушных легендарных трасс,
А он не сводит с неба зорких глаз,
Как будто ждет команду перед стартом.

Чкалов — гордость нашей авиации

Наш рассказ о Валерии Павловиче Чкалове подошел к концу. Спасибо за внимание. Приглашаем в библиотеку за книгами о знаменитом летчике-испытателе.